Городские власти заявили о глобальных изменениях в работе транспорта. На этот раз, правда, среди обещаний не называют запуск электробусов, строительство воздушного метро и даже смену цвета маршруток, тем не менее всё очень даже масштабно. Мы попросили начальника управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергея Волканевского рассказать, почему власти вновь заговорили о переменах в этом направлении.
— Сеть достаточно насыщенная и разветвлённая, но далеко не все пассажиры ей довольны. Из-за увеличения количества маршруток муниципальный транспорт, который возит людей по регулируемому тарифу и предоставляет пассажирам льготы, стал убыточным. Плюс к этому «коммерческие» и «социальные» маршруты дублируются. Городской транспорт зачастую не выдерживает конкуренции с маршрутками. Анализируя жалобы и предложения ярославцев о работе городского пассажирского транспорта, мы видим, что большинство пассажиров выступают за возвращение муниципального транспорта большой вместимости на основные городские маршруты. Такой подвижной состав приспособлен для комфортной перевозки пассажиров, особенно в часы пик. Существенно и то, что подвижной состав большой и особо большой вместимости более удобен для перевозки маломобильных групп населения. Из-за всего этого мы и решили начать оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта.
В городе есть 104 маршрута автобусов, троллейбусов и трамваев. Ежедневно в утренние часы пик людей возят 815 единиц общественного транспорта.
— Как вы себе этот процесс представляете?
— Новую маршрутную сеть будем формировать поэтапно. Все изменения в документ планирования, извещения перевозчиков об изменении вида перевозок будут производиться в соответствии с законом. Приоритетным направлением маршрутной сети будет назначение новых маршрутов по регулируемому тарифу со всеми льготами для граждан и использование автобусов большой вместимости, формирование «безубыточных» лотов.
Вспомогательная маршрутка
— Сейчас вводятся новые термины — магистральные, социально-значимые и вспомогательные маршруты. Что это такое?
— Такая классификация применяется в крупных городах. Например, в Москве. Маршруты автобуса в этом случае делятся на три типа: магистральные маршруты — основные с минимальными интервалами движения — в пределах десяти минут, они начинаются из центра и соединяют несколько районов города; вспомогательные маршруты — обеспечивают беспересадочность большей части пассажиров внутри района, связь с магистральными маршрутами. Здесь возможна работа с нерегулируемым тарифом; социально-важные маршруты — связывают отдаленные от основных магистралей участки города, социально-значимые объекты;
Этот подход к распределению маршрутной сети позволяет наиболее эффективно использовать подвижной состав перевозчиков по вместимости и организовать максимально удобную и доступную логистику перевозок для пассажиров. Но общая концепция маршрутной сети зависит от многих факторов, таких как особенности дорожно-транспортной инфраструктуры, расположение объектов притяжения, исторически сложившиеся направления перевозок. Чтобы учесть всю совокупность указанных факторов, работа по оптимизации маршрутной сети начнется только после разработки единой маршрутной сети специализированной проектной организацией.
— Правда ли, что пазиков и микроавтобусов не останется? Откуда взять такое количество автобусов, которые заменят их?
— Не совсем так. Подвижной состав средней и малой вместимости может использоваться на вспомогательных маршрутах, это зависит от пассажиропотока. Например, на ряде маршрутов более эффективно использовать комбинированный подвижной состав — в «пиковые» часы большие автобусы, а в «межпиковые» достаточно среднего или малого класса. Новая маршрутная сеть будет формироваться в рамках проведения конкурсных процедур. Требования по подвижному составу будут прописаны в конкурсной документации и перевозчик, претендующий на получение права на перевозку по маршруту должен обеспечить наличие необходимых провозных возможностей.
— Куда денутся маршрутчики, которых заставили покупать новые красные автобусы, — им просто запретят работать? И вообще, что с белыми будет, которые до сих пор ездят?
— Перевозчики, работающие на маршрутах, также смогут принять участие в конкурсах в рамках внедрения новой маршрутной сети. Те перевозчики, которые обновили свой подвижной состав в 2017–2018 годах, будут иметь конкурентное преимущество по отношению к перевозчикам со старыми автобусами. Изменения по действующим маршрутам будут производиться в соответствии с действующим законодательством.
Оплата мобильником
— Поговаривают, что есть идея заменить всех кондукторов на турникеты, чтобы стало, как в Москве. Это правда?
— Увольнять кондукторов — такой задачи у перевозчиков нет. Модернизация системы учета и оплаты проезда, которая начнется в 2019 году, позволит рассматривать возможность поэтапного перехода на бескондукторную форму обслуживания. А вот турникеты мы не планируем ставить. Кстати, от такого решения в Москве в свое время уже отказались. Есть другие способы, которые будут прорабатываться, тестироваться и внедряться в случае подтверждения экономической целесообразности и удобства для пассажиров.
— Уже есть проект транспортной карты? Будет ли система что после пересадки, допустим, со вспомогательного маршрута на магистральный, не придется платить второй раз?
— Проект внедрения единой системы учета и оплаты проезда мы рассматривали два года вместе с областным департаментом транспорта. Предполагается, что новая система позволит обеспечить оплату проезда на всех видах пассажирского транспорта, включая социальные и коммерческие автобусы, троллейбусы, трамваи, пригородные поезда, внутренний водный транспорт. Одна из задач системы — обеспечить возможность применения повременных и зональных тарифов, в том числе для интермодальных поездок.
Интермодальная перевозка — это вид перевозок, при которых проезд осуществляется с оформлением договора и с определением меры ответственности персонально на оператора, который в свою очередь имеет договорные отношения с другими участниками предоставляющими конкретную услугу.
Кроме того, единая система учета и оплаты проезда позволит обеспечить переход к дистанционному пополнению и продажам тарифных планов без необходимости использования специальных касс, киосков, терминалов, использовать различные типы носителей для идентификации счета пассажиров в том числе мобильные устройства и банковские карты. Важной функциональной возможностью системы будет мониторинг пассажиропотоков и загруженности транспортных средств, отслеживание доходов от перевозок пассажиров.
Больше трамвайных веток
— А строить новые транспортные ветки и продлевать существующие не планируете? В Брагино троллейбусы и трамваи уже лет десять, как стоило бы продлить.
— Да. И не только там. В этом году проектной организацией уже разработан большой документ «Комплексная схема организации дорожного движения в городской агломерации «Ярославская», в котором прописано много направлений. И город совместно с областью должен постепенно всё это реализовать.
— Какие самые основные?
Документ комплексный, в рамках которого разработаны предложения по схемам организации дорожного движения, в том числе и общественного транспорта. К примеру, есть рекомендации разработать и запустить пилотный проект скоростного трамвая, связывающего центральную часть города с проспектом Фрунзе.
— Что? Я не ослышался, трамвай на Фрунзе?
— Да. Но это пока всё только на уровне рекомендаций и мы понимаем, что исходить нужно из реальных возможностей. Те проекты, которые прямо сейчас нереализуемы, мы возьмём на перспективу...
— Всё понятно. И какие реализуемые сейчас?
— На наш взгляд, целесообразна организация выделенных полос для общественного транспорта на основных магистралях — Московский проспект, проспект Авиаторов, проспект Октября. Чтобы был приоритет для движения общественного транспорта.
Новые остановки
— Организация новых маршрутов будет возможна только при условии создания соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры — остановок, знаков, переходов и так далее. Учитывая объемы затрат, внедрение маршрутной сети будет происходить поэтапно.
— Ну смотрите, несколько лет назад в Брагино автобус 8-го маршрута поехал через улицы Панина и Строителей. Но мимо. Люди не поняли, зачем пустили автобус не к их домам, а именно мимо их домов. Если уж на одну остановку денег нет, что уж говорить о транспортной революции.
— Мы знаем эту проблему. Там нужно две остановки поставить на улице Панина. Мы уже и место определили и согласовали его с местными жителями. Управление дорожного хозяйства должно сделать там заездные карманы, поставить знаки и павильоны. Планируем до конца года этот вопрос решить.
По городу — на электричке
— Расскажите про проект железнодорожного метро в Ярославле. Где будут станции, сколько это будет стоить, интервалы и когда это все заработает?
— Проект «Наземное метро» разработали железнодорожники. Он создан не на пустом месте — курсирование внутригородских поездов уже организовано в ряде городов России и стран бывшего СССР. Например, в Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Киеве и Минске. Пожалуй, наибольшее развитие внутригородской железнодорожный транспорт получил в Германии. А с недавних пор преимущества городской железной дороги оценили и москвичи.
С мая 2016 года уже запущен проект «Городская электричка», связавший между собой пять из шести районов города, продлив два маршрута пригородных поездов Данилов — Ярославль-Главный — Телищево
Следующим этапом было продление ряда действующих пригородных поездов в пределах города. В июле 17-го года продлили шесть маршрутов поездов, два по маршруту Филино — Александров — Филино и четыре по маршруту Данилов — Ярославль, а ещё через несколько месяцев продлили маршрут поезда Филино — Нерехта.
Следующим шагом станет введение на территории области комбинированного тарифа, адаптированного для внутригородских перевозок. Благодаря этому пригородные поезда могут стать альтернативой городскому транспорту:
пассажиры смогут доехать из пригорода до любой станции Ярославля по единой цене. То же самое при движении из города: можно будет сесть в поезд там, где это удобно пассажиру, не думая о том, как будет выгоднее;
стоимость проезда в черте города будет аналогична стоимости проезда в городском общественном транспорте.
— А что за специальные электрички для хоккейных болельщиков пустят?
— Серьёзные транспортные проблемы в Ярославле возникают в дни матчей на «Арене-2000». В первую очередь из-за того, что ледовая арена соединена с большей частью города только Московским проспектом, что вызывает крупные заторы на этой и без того загруженной магистрали. Решение проблемы видится в организации подвоза болельщиков железнодорожным транспортом. В непосредственной близости от «Арены-2000» есть станция Полянки. Оттуда поедут «электрички болельщиков» по двум маршрутам:
Филино — Полянки с остановками по станциям и платформам Приволжье, Депо, Ярославль-Главный и Которосль;
Телищево — Полянки с остановками по станциям и платформам Липовая гора, Дунайка, Ярославль (бывш. Ярославль-Московский).
Запуск таких поездов позволит не только разгрузить наиболее напряжённую транспортную артерию Ярославля — Московский проспект, но и сделать поездку на хоккей более комфортной и быстрой.
— Станций в городе всё же маловато. Вы реально думаете, что люди пересядут с привычных маршруток в электрички?
— Главной идеей проекта «Наземное метро» является создание полноценной сети городского железнодорожного транспорта. Железнодорожные пути, пролегающие в черте города, зачастую расположены в отдалении от крупных жилых массивов, предприятий, торговых центров и достопримечательностей, поэтому полноценно интегрировать действующую железнодорожную сеть в городскую транспортную систему, конечно, затруднительно. Тем не менее в Ярославле сохранилась сеть подъездных путей, которые в последнее время практически не используются. И именно эти пути обладают огромным потенциалом для развития внутригородских пассажирских перевозок.
В ходе реализации проекта экспертно были выделены два наиболее перспективных пути:
маршрут станция Филино — посёлок Резинотехника обеспечит альтернативным видом транспорта жителей посёлка Лесная поляна, деревня Кузнечиха, деревня Бутрево, село Толгоболь, деревня Ракино, сам посёлок Резинотехника, а также посетителей и сотрудников торгового центра «Олимпия» и Свято-Введенского Толгского женского монастыря;
маршрут станция Молот — «Мостоотряд-6» свяжет поперёк весь Дзержинский район. Предполагается строительство остановочных пунктов у торгового центра «Аксон», кинотеатра «Победа», прокуратуры, микрорайона «Яблоневый посад», Тутаевского шоссе, а также планируется постройка платформы «Нечаянная радость», расположенной у пересечения с Ленинградским проспектом вблизи со строящимся православным собором Святителя Тихона.
Всего планируется строительство десяти пассажирских платформ. Отмечу, что проект наземного метро сейчас проходит этап согласования, в том числе в части тарифной политики — это решение должно быть одобрено жителями города.
Штраф за парковку
— Ходят слухи, что скоро будут штрафовать тех, кто не платит за парковки в центре. Кого это касается и как это будет работать?
— Штрафы будут фиксировать различными техническими способами в рамках полномочий административной комиссии. Чтобы предусмотреть ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе парковочными местами, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, разработана поправка в региональный закон об административных правонарушениях.
Если говорить про размеры штрафа — для граждан рассматривается в размере 1500 рублей, на юридических лиц — 2500 рублей.
— Планирует ли городские власти строить новые платные парковки и вообще как- то разгружать центр от машин?
— Сейчас проводится комплексная оценка всего парковочного пространства в центральной части города. По результатам определят дальнейшие действия по созданию единого платного парковочного пространства с учетом использования существующих мест и созданием новых. Все решения будут приниматься только после рассмотрения общественностью, городскими и областными депутатами, а также государственными надзорными органами.