Дороги и транспорт интервью «Трамвай на Фрунзе и электричка через Брагино»: подробности о транспортной реформе в Ярославле

«Трамвай на Фрунзе и электричка через Брагино»: подробности о транспортной реформе в Ярославле

Начальник управления пассажирского транспорта рассказал, как теперь будем передвигаться по городу

Об оптимизации транспортной сети рассказал начальник управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергей Волканевский

Городские власти заявили о глобальных изменениях в работе транспорта. На этот раз, правда, среди обещаний не называют запуск электробусов, строительство воздушного метро и даже смену цвета маршруток, тем не менее всё очень даже масштабно. Мы попросили начальника управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергея Волканевского рассказать, почему власти вновь заговорили о переменах в этом направлении.

— Сеть достаточно насыщенная и разветвлённая, но далеко не все пассажиры ей довольны. Из-за увеличения количества маршруток муниципальный транспорт, который возит людей по регулируемому тарифу и предоставляет пассажирам льготы, стал убыточным. Плюс к этому «коммерческие» и «социальные» маршруты дублируются. Городской транспорт зачастую не выдерживает конкуренции с маршрутками. Анализируя жалобы и предложения ярославцев о работе городского пассажирского транспорта, мы видим, что большинство пассажиров выступают за возвращение муниципального транспорта большой вместимости на основные городские маршруты. Такой подвижной состав приспособлен для комфортной перевозки пассажиров, особенно в часы пик. Существенно и то, что подвижной состав большой и особо большой вместимости более удобен для перевозки маломобильных групп населения. Из-за всего этого мы и решили начать оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта.

В городе есть 104 маршрута автобусов, троллейбусов и трамваев. Ежедневно в утренние часы пик людей возят 815 единиц общественного транспорта.

— Как вы себе этот процесс представляете?

— Новую маршрутную сеть будем формировать поэтапно. Все изменения в документ планирования, извещения перевозчиков об изменении вида перевозок будут производиться в соответствии с законом. Приоритетным направлением маршрутной сети будет назначение новых маршрутов по регулируемому тарифу со всеми льготами для граждан и использование автобусов большой вместимости, формирование «безубыточных» лотов.

Вспомогательная маршрутка

У старых белых маршруток меньше шансов на получение новых маршрутов, чем у красных

— Сейчас вводятся новые термины — магистральные, социально-значимые и вспомогательные маршруты. Что это такое?

— Такая классификация применяется в крупных городах. Например, в Москве. Маршруты автобуса в этом случае делятся на три типа: магистральные маршруты — основные с минимальными интервалами движения — в пределах десяти минут, они начинаются из центра и соединяют несколько районов города; вспомогательные маршруты — обеспечивают беспересадочность большей части пассажиров внутри района, связь с магистральными маршрутами. Здесь возможна работа с нерегулируемым тарифом; социально-важные маршруты — связывают отдаленные от основных магистралей участки города, социально-значимые объекты;

Этот подход к распределению маршрутной сети позволяет наиболее эффективно использовать подвижной состав перевозчиков по вместимости и организовать максимально удобную и доступную логистику перевозок для пассажиров. Но общая концепция маршрутной сети зависит от многих факторов, таких как особенности дорожно-транспортной инфраструктуры, расположение объектов притяжения, исторически сложившиеся направления перевозок. Чтобы учесть всю совокупность указанных факторов, работа по оптимизации маршрутной сети начнется только после разработки единой маршрутной сети специализированной проектной организацией.

Городские власти обещают революционные изменения в работе транспорта

— Правда ли, что пазиков и микроавтобусов не останется? Откуда взять такое количество автобусов, которые заменят их?

— Не совсем так. Подвижной состав средней и малой вместимости может использоваться на вспомогательных маршрутах, это зависит от пассажиропотока. Например, на ряде маршрутов более эффективно использовать комбинированный подвижной состав — в «пиковые» часы большие автобусы, а в «межпиковые» достаточно среднего или малого класса. Новая маршрутная сеть будет формироваться в рамках проведения конкурсных процедур. Требования по подвижному составу будут прописаны в конкурсной документации и перевозчик, претендующий на получение права на перевозку по маршруту должен обеспечить наличие необходимых провозных возможностей.

— Куда денутся маршрутчики, которых заставили покупать новые красные автобусы, — им просто запретят работать? И вообще, что с белыми будет, которые до сих пор ездят?

— Перевозчики, работающие на маршрутах, также смогут принять участие в конкурсах в рамках внедрения новой маршрутной сети. Те перевозчики, которые обновили свой подвижной состав в 2017–2018 годах, будут иметь конкурентное преимущество по отношению к перевозчикам со старыми автобусами. Изменения по действующим маршрутам будут производиться в соответствии с действующим законодательством.

Оплата мобильником

В ближайшем будущем вместо кондуктора оплату может принимать PayPal-терминал

— Поговаривают, что есть идея заменить всех кондукторов на турникеты, чтобы стало, как в Москве. Это правда?

— Увольнять кондукторов — такой задачи у перевозчиков нет. Модернизация системы учета и оплаты проезда, которая начнется в 2019 году, позволит рассматривать возможность поэтапного перехода на бескондукторную форму обслуживания. А вот турникеты мы не планируем ставить. Кстати, от такого решения в Москве в свое время уже отказались. Есть другие способы, которые будут прорабатываться, тестироваться и внедряться в случае подтверждения экономической целесообразности и удобства для пассажиров.

— Уже есть проект транспортной карты? Будет ли система что после пересадки, допустим, со вспомогательного маршрута на магистральный, не придется платить второй раз?

— Проект внедрения единой системы учета и оплаты проезда мы рассматривали два года вместе с областным департаментом транспорта. Предполагается, что новая система позволит обеспечить оплату проезда на всех видах пассажирского транспорта, включая социальные и коммерческие автобусы, троллейбусы, трамваи, пригородные поезда, внутренний водный транспорт. Одна из задач системы — обеспечить возможность применения повременных и зональных тарифов, в том числе для интермодальных поездок.

Интермодальная перевозка — это вид перевозок, при которых проезд осуществляется с оформлением договора и с определением меры ответственности персонально на оператора, который в свою очередь имеет договорные отношения с другими участниками предоставляющими конкретную услугу.

Кроме того, единая система учета и оплаты проезда позволит обеспечить переход к дистанционному пополнению и продажам тарифных планов без необходимости использования специальных касс, киосков, терминалов, использовать различные типы носителей для идентификации счета пассажиров в том числе мобильные устройства и банковские карты. Важной функциональной возможностью системы будет мониторинг пассажиропотоков и загруженности транспортных средств, отслеживание доходов от перевозок пассажиров.

Больше трамвайных веток

В планах мэрии — развивать трамвайные маршруты по всему городу

— А строить новые транспортные ветки и продлевать существующие не планируете? В Брагино троллейбусы и трамваи уже лет десять, как стоило бы продлить.

— Да. И не только там. В этом году проектной организацией уже разработан большой документ «Комплексная схема организации дорожного движения в городской агломерации «Ярославская», в котором прописано много направлений. И город совместно с областью должен постепенно всё это реализовать.

— Какие самые основные?

Документ комплексный, в рамках которого разработаны предложения по схемам организации дорожного движения, в том числе и общественного транспорта. К примеру, есть рекомендации разработать и запустить пилотный проект скоростного трамвая, связывающего центральную часть города с проспектом Фрунзе.

— Что? Я не ослышался, трамвай на Фрунзе?

— Да. Но это пока всё только на уровне рекомендаций и мы понимаем, что исходить нужно из реальных возможностей. Те проекты, которые прямо сейчас нереализуемы, мы возьмём на перспективу...

— Всё понятно. И какие реализуемые сейчас?

— На наш взгляд, целесообразна организация выделенных полос для общественного транспорта на основных магистралях — Московский проспект, проспект Авиаторов, проспект Октября. Чтобы был приоритет для движения общественного транспорта.

Новые остановки

С недавних пор в Ярославле весь транспорт останавливается только на остановках. Даже маршрутки

— Организация новых маршрутов будет возможна только при условии создания соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры — остановок, знаков, переходов и так далее. Учитывая объемы затрат, внедрение маршрутной сети будет происходить поэтапно.

— Ну смотрите, несколько лет назад в Брагино автобус 8-го маршрута поехал через улицы Панина и Строителей. Но мимо. Люди не поняли, зачем пустили автобус не к их домам, а именно мимо их домов. Если уж на одну остановку денег нет, что уж говорить о транспортной революции.

— Мы знаем эту проблему. Там нужно две остановки поставить на улице Панина. Мы уже и место определили и согласовали его с местными жителями. Управление дорожного хозяйства должно сделать там заездные карманы, поставить знаки и павильоны. Планируем до конца года этот вопрос решить.

По городу — на электричке

В Ярославле уже есть железнодорожные станции и платформы, но откроют ещё

— Расскажите про проект железнодорожного метро в Ярославле. Где будут станции, сколько это будет стоить, интервалы и когда это все заработает?

— Проект «Наземное метро» разработали железнодорожники. Он создан не на пустом месте — курсирование внутригородских поездов уже организовано в ряде городов России и стран бывшего СССР. Например, в Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Киеве и Минске. Пожалуй, наибольшее развитие внутригородской железнодорожный транспорт получил в Германии. А с недавних пор преимущества городской железной дороги оценили и москвичи.

С мая 2016 года уже запущен проект «Городская электричка», связавший между собой пять из шести районов города, продлив два маршрута пригородных поездов Данилов — Ярославль-Главный — Телищево

Следующим этапом было продление ряда действующих пригородных поездов в пределах города. В июле 17-го года продлили шесть маршрутов поездов, два по маршруту Филино — Александров — Филино и четыре по маршруту Данилов — Ярославль, а ещё через несколько месяцев продлили маршрут поезда Филино — Нерехта.

Следующим шагом станет введение на территории области комбинированного тарифа, адаптированного для внутригородских перевозок. Благодаря этому пригородные поезда могут стать альтернативой городскому транспорту:

  • пассажиры смогут доехать из пригорода до любой станции Ярославля по единой цене. То же самое при движении из города: можно будет сесть в поезд там, где это удобно пассажиру, не думая о том, как будет выгоднее;

  • стоимость проезда в черте города будет аналогична стоимости проезда в городском общественном транспорте.

Электричка болельщика должна будет разгрузить Московский проспект в дни хоккейных матчей

— А что за специальные электрички для хоккейных болельщиков пустят?

— Серьёзные транспортные проблемы в Ярославле возникают в дни матчей на «Арене-2000». В первую очередь из-за того, что ледовая арена соединена с большей частью города только Московским проспектом, что вызывает крупные заторы на этой и без того загруженной магистрали. Решение проблемы видится в организации подвоза болельщиков железнодорожным транспортом. В непосредственной близости от «Арены-2000» есть станция Полянки. Оттуда поедут «электрички болельщиков» по двум маршрутам:

  • Филино — Полянки с остановками по станциям и платформам Приволжье, Депо, Ярославль-Главный и Которосль;

  • Телищево — Полянки с остановками по станциям и платформам Липовая гора, Дунайка, Ярославль (бывш. Ярославль-Московский).

Запуск таких поездов позволит не только разгрузить наиболее напряжённую транспортную артерию Ярославля — Московский проспект, но и сделать поездку на хоккей более комфортной и быстрой.

Чиновник уверяет, что все транспортные проекты реально воплотить в жизнь

— Станций в городе всё же маловато. Вы реально думаете, что люди пересядут с привычных маршруток в электрички?

— Главной идеей проекта «Наземное метро» является создание полноценной сети городского железнодорожного транспорта. Железнодорожные пути, пролегающие в черте города, зачастую расположены в отдалении от крупных жилых массивов, предприятий, торговых центров и достопримечательностей, поэтому полноценно интегрировать действующую железнодорожную сеть в городскую транспортную систему, конечно, затруднительно. Тем не менее в Ярославле сохранилась сеть подъездных путей, которые в последнее время практически не используются. И именно эти пути обладают огромным потенциалом для развития внутригородских пассажирских перевозок.

В ходе реализации проекта экспертно были выделены два наиболее перспективных пути:

  • маршрут станция Филино — посёлок Резинотехника обеспечит альтернативным видом транспорта жителей посёлка Лесная поляна, деревня Кузнечиха, деревня Бутрево, село Толгоболь, деревня Ракино, сам посёлок Резинотехника, а также посетителей и сотрудников торгового центра «Олимпия» и Свято-Введенского Толгского женского монастыря;

  • маршрут станция Молот — «Мостоотряд-6» свяжет поперёк весь Дзержинский район. Предполагается строительство остановочных пунктов у торгового центра «Аксон», кинотеатра «Победа», прокуратуры, микрорайона «Яблоневый посад», Тутаевского шоссе, а также планируется постройка платформы «Нечаянная радость», расположенной у пересечения с Ленинградским проспектом вблизи со строящимся православным собором Святителя Тихона.

Всего планируется строительство десяти пассажирских платформ. Отмечу, что проект наземного метро сейчас проходит этап согласования, в том числе в части тарифной политики — это решение должно быть одобрено жителями города.

Штраф за парковку

В Ярославле власти намерены развивать парковочное пространство в центре города

— Ходят слухи, что скоро будут штрафовать тех, кто не платит за парковки в центре. Кого это касается и как это будет работать?

— Штрафы будут фиксировать различными техническими способами в рамках полномочий административной комиссии. Чтобы предусмотреть ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе парковочными местами, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, разработана поправка в региональный закон об административных правонарушениях.

Если говорить про размеры штрафа — для граждан рассматривается в размере 1500 рублей, на юридических лиц — 2500 рублей.

— Планирует ли городские власти строить новые платные парковки и вообще как- то разгружать центр от машин?

— Сейчас проводится комплексная оценка всего парковочного пространства в центральной части города. По результатам определят дальнейшие действия по созданию единого платного парковочного пространства с учетом использования существующих мест и созданием новых. Все решения будут приниматься только после рассмотрения общественностью, городскими и областными депутатами, а также государственными надзорными органами.

Михаил Контуев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
74
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления