![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/08/23/0308235af48d005c3e18df867cf1cbb1/656x438_1:5733_acb3f8aae477f54577040bf71557a0e6@2560x1707_0xmrrKxXYa_1835821188196909272.jpg.webp)
15 марта в Ярославле собрали чиновников и экспертов всех уровней: от Минтранса до перевозчиков, чтобы обсудить реформы в транспортной сфере. Основной уклон встречи, которую организовал ярославский «Коммерсантъ» вел к тому, что реформировать надо, вопрос — как. Эксперт Высшей школы экономики Павел Зюзин, причастный к разработке трамвайной концессии и проекта Карабулинской развязки, продемонстрировал большое исследование по транспорту в Ярославле и других городах. Изучали состояние сферы за 2022 год: от вместимости автобусов до их доступности в разных районах. Спойлер: текущая транспортная ситуация в Ярославле оказалась вполне хорошей.
— Если мы сейчас пересчитаем весь выпуск транспорта, то мы получаем, что в Ярославле сейчас общественный транспорт — мощная система, которая предлагает транспорт по расписанию. Это существенно выше того, что есть в городах с аналогичным числом жителей, — рассказал директор центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин. — В Ярославле довольно интенсивное количество прибытий транспорта на одну остановку. Соседние города на фоне Ярославля ниже. Средняя вместимость автобусов в Ярославле также достаточно высокая — выше среднего. Город опережает многие из областных центров.
Всё не так уж и плохо?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/ce/eb/93ceebbc54f8ddd979bcbcdf43992b8f/656x438_1:5733_9e1cf5a1a6794c4e94605672faa6c886@3000x2000_0xIfQlTNMt_2787543964415793903.jpg.webp)
Как получилось, что Ярославль оказался в лидерах, хотя последний этап транспортной реформы у нас еще не настал. Эксперты взяли час пик с 08:15 до 09:15 утра и посчитали, сколько автобусов приезжает на остановку за это время в среднем по городу. В Ярославле оказалось около 30. Лучше только в Улан-Удэ и Махачкале, а хуже всего в Пятигорске (меньше 8 автобусов за час) и Белгороде (8 автобусов). Максимально за этот час на одну из остановок Ярославля приезжал 191 автобус.
Вместимость транспорта считали в часы пик. За идеал брали ЛиАЗы, которые могут перевозить по 115 человек. Ярославль в этом плане находится в середине списка, на границе хорошей «зеленой зоны». Примечательно, что по вместимости городского транспорта наш город в лидерах. Действительно ПАТП-1 возит ярославцев, в основном на ЛиАЗах.
— Мы также рассчитали интегральный индекс обслуживания городом общественным транспортом. Он показывает от 0 до 6. Доступные и недоступные для населения зоны. Зеленые — наиболее обслуживаемые (центр, Всполье, Московский проспект, коридор в сторону Брагина). Чуть хуже Пятерка, Нефтестрой, есть некоторые проблемы в направлении Тутаевского шоссе, проспекта Фрунзе и Резинотехники, — добавил Павел.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/d4/02/45d402a22b060662c65dde4a8ed20cea/656x595_1_feaef65c01657b701c0e5988f948fee0@879x796_0xtDFuNBUx_9079014680739988706.jpg.webp)
Среди проблем эксперт отметил большое дублирование маршрутов. Это то, от чего чиновники Ярославля хотели уйти, когда изменили маршрутную схему пару лет назад. Кстати, с 1 апреля транспортную схему опять поменяют — часть маршрутов уберут, некоторые добавят.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/c1/82/fac1826c84d9e706d3349fa4f0c2d7a4/656x354_1_779a7e66ba623d198f36cb17eab2972c@1099x592_0xiKk4p0Le_1164841029984606228.jpg.webp)
Мы спросили у Павла, зачем Ярославлю транспортная реформа, если уже сейчас всё неплохо.
— Притом что здесь сделано уже много, еще есть что делать. Действительно, Ярославль выше среднего в сводном рейтинге. Просто есть те, у кого не сделано вообще ничего, — пояснил эксперт.
С апреля в Ярославле стартует еще один этап транспортной реформы, который внедряет правительство области. Городское предприятие ПАТП-1 перестанет возить пассажиров, вместо этого заниматься перевозкой будут частники по брутто-контрактам. Перевозчикам будут платить из бюджета за наезженные километры, соблюдение расписания. А они должны будут работать на новых автобусах с кондиционерами, системой бесконтактной оплаты проезда. Вырученные деньги с билетов пойдут в областной бюджет. Платить перевозчикам будут десятки миллиардов рублей. Большинство маршрутов получили компании из Санкт-Петербурга и Москвы.
Подробнее о реформе можно почитать в новостях по теме.
А вы как оцените работу общественного транспорта Ярославля сейчас по пятибалльной шкале?