Дороги и транспорт мнение «Поменять что-либо будет невозможно»: ярославский активист потребовал остановить транспортную реформу

«Поменять что-либо будет невозможно»: ярославский активист потребовал остановить транспортную реформу

Публикуем его аргументы

Ярославский активист раскритиковал транспортную реформу

Ярославцы продолжают обсуждать изменения в транспортной схеме, которые должны произойти в городе в апреле. Сейчас правительство области выставило на аукционы 33 лота с городскими и пригородными автобусными маршрутами, чтобы найти на них перевозчиков с новыми автобусами. В Ярославле и Ярославском районе будет 137 маршрутов: 78 — муниципальных и 59 — межмуниципальных. Контракты с победителями заключат на семь лет. При этом власти решили скорректировать маршрутную сеть — какие-то маршруты уберут, какие-то добавят. На части поменяют класс подвижного состава (большой, средний, маленький). Также власти анонсировали переход на брутто-контракты с перевозчиками, когда оплату за работу транспортники будут получать в зависимости не от количества перевезенных пассажиров, а за километраж, что позволит сосредоточиться на качестве предоставляемых услуг.

Свое мнение о нововведениях высказал ярославский активист Денис Моисеенко. Публикуем его авторскую колонку на эту тему.

«Установка кондиционера важнее транспортного обеспечения района»

Судя по порталу госзакупок, 9 февраля — окончание подачи заявок по ряду самых первых лотов. То есть начиная с этой даты поменять что-либо в маршрутной сети будет практически невозможно. Да, формально можно менять стоимость заключенного контракта на ±10 %. Но что такое эти 10 % в случае, скажем, с 65-м маршрутом? Это плюс одна «Газель» на линии. Было 10, можно сделать условно 11, если оставить за скобками вопрос с водителями. Проблему это не решит никак.

Из-за отвратительной маршрутной сети у реформы в целом практически не осталось ни одного весомого преимущества. Никакие кондиционеры, стационарные валидаторы и единый брендбук не помогут уехать с условной улицы Зеленцовской до площади Карла Маркса — просто потому, что вместо совокупного фактического выпуска в 27 автобусов среднего класса и трех большого класса на этом участке будут работать 10 автобусов малого класса и 18 среднего класса. Совершенно непонятно, за что постоянный пассажир должен полюбить такую «модернизацию», если он со 150 другими людьми останется на остановке, провожая взглядом битком набитую желтую «Газель». Получается, что формальная установка того же кондиционера оказывается важнее, чем вполне реальное транспортное обеспечение района. Уже не стоит вопрос о комфорте нахождения в автобусе, появляется проблема самого нахождения в этом автобусе как такового. Думаю, любой пассажир предпочтет даже самый старый ПАЗ-3205 стоянию на остановке в ожидании новенькой «газельки».

Интересно, каким образом будет происходить реакция на жалобы пассажиров? Они не заставят себя долго ждать, и их будет много. И здесь обнаружится, что мы загнали себя в свою же собственную ловушку. Потому что исправить провозную способность в рамках действующих брутто-контрактов будет вообще никак даже при очень большом желании. Не заставишь же перевозчика сдать новые машины обратно и закупить более вместительные, для этого просто нет никаких механизмов. Боюсь, что дептранс окажется в том же положении, в котором нашла себя мэрия Ярославля в ноябре-декабре 2021 года, когда в город по инициативе сверху привели «федеральных перевозчиков». Даже при использовании предусмотренных контрактом штрафных санкций в работе маршрутов 1, 2, 13, 41, 55, 57, 62, 66, 79, 92 не изменялось ничего. Они фактически стали неуправляемыми, генерируя нескончаемый поток жалоб и обращений, сыпавшиеся на транспортное управление ДГХ. Итогом этой ситуации стало то, что любые инициативы по оптимизации работы общественного транспорта стали восприниматься населением в штыки. Про уровень доверия общественного сознания к ответственным за реформу лицам и говорить не стоит.

«Дальнейшее раздувание пузыря»

Итак, апрель-май этого года. Новая маршрутная сеть ожидаемо не вывозит направления «Средний поселок» — «Центр» (автобусы среднего класса), «Перекоп» — «Толбухина» (автобусы малого и среднего класса), «Пятерка» — «Центр» (автобусы малого класса), «Пятерка» — «Заволга» (автобусы малого и среднего класса), «Заволга» — «Свободы» (автобусы среднего класса) и другие. Здесь даже в дневное время загрузка будет близкой к предельной. В часы пик автобусы будут просто проезжать мимо остановок, наполняясь уже на конечной (это в первую очередь касается «газельных» маршрутов № 65, 67, 84с, 94с). Жалобы, соответственно, начнут поступать моментально. Я не спорю, проблемы есть и сейчас, причем весьма существенные. Но после старта новой модели, во-первых, местами ситуация с транспортом станет в разы хуже, а во-вторых, масла в огонь еще подольют красивые пресс-релизы о «модернизации» общественного транспорта и немалых суммах на новую реформу. Пристальное внимание жителей обращено на транспорт уже сейчас, притом что большинство из них еще не осознало весь масштаб изменений (зачастую в негативном ключе).


И на это всё нужно будет реагировать. А простых и понятых методов реагирования, помимо 10 % корректировки стоимости контракта с незначительным увеличением выпуска, нет. Думаю, что рано или поздно от безысходности и нарастающего давления на дептранс появится идея создания новых дублеров, чтобы повысить провозную способность на некоторых участках в обход действующих контрактов. Таким образом, будет происходить дальнейшее раздувание этого пузыря. Больше маршрутов, больше дублирования, ниже эффективность транспортной работы, выше затраты областного бюджета.

Формально существует и еще один способ — расторжение контракта. Однако сделать это можно только в некоторых случаях, связанных с проведением сторонней экспертизы по проверке соблюдений условий контракта со стороны перевозчика. Но к самому перевозчику вряд ли будет за что придраться — все-таки контроль на брутто должен быть весьма жестким. Да и не в контроле дело — просто на ряде маршрутов сильно занижен требуемый уровень выпуска, а точнее — класса транспортных средств. А иных оснований для расторжения контракта не предусмотрено. Так что вариант этот явно не рабочий.

«Еще есть шанс откатить все назад»

Однако еще есть шанс приостановить конкурс и откатить все назад. Да, старт брутто уже переносили. Да, ситуация с транспортом сейчас действительно так себе, растягивать это «удовольствие» особо не хочется. Да, вышестоящие лица ждут красивого отчета о проделанной работе. Всё это понятно. Но также понятно и то, что от заключения этих контрактов объективно никому лучше не станет. Ни жителям, которые будут вынуждены проводить на остановках в разы больше времени, пропуская битком набитые «Газели». Ни транспортному руководству области, которое уже не сможет кардинально выправить ситуацию и будет неизбежно испытывать огромное давление со всех сторон. Да и в красивом на бумаге отчете рано или поздно появится повод усомниться.

Поэтому считаю, что единственно верный выход из такой ситуации — достойно признать свои ошибки и повлиять на ситуацию, пока это еще возможно. Или даже не признавать — просто приостановить прием заявок на конкурс и отменить его. Иного варианта я здесь не вижу. Уверен, большинство прекрасно поймет и поддержит такое решение, особенно если обосновать это тем, что вы прислушались к общественному мнению и отправляете сеть на доработку, чтобы исправить ее ключевые недочеты. Затем нужно будет вернуться к теме оптимизации маршрутной сети — ключевому компоненту любой транспортной реформы — и оперативно принять какой-нибудь рабочий вариант. Думаю, за 2–3 месяца сделать это вполне реально. В мае провести новые конкурсы, а запустить всю систему в уже ставшую традиционной для подобных мероприятий дату — 14 июля, когда большинство людей в отпусках и пассажиропотоки не такие большие. Спокойно обкатать сеть, провести необходимое информирование, внести небольшие правки в рамках тех самых 10 %, и с 1 сентября система уже будет работать как часы.

Что касается новой маршрутной сети, то она должна отличаться целесообразными показателями дублирования при сохранении беспересадочной модели, основу которой составляют сквозные маршруты. То есть можно вполне реально обойтись без бесплатных пересадок и прочего. Для всего этого нужно время, которого сейчас априори нет.

Уровень общественного мнения о новой реформе явно не будет соответствовать количеству потраченных на нее средств. Большинство поставленных перед ней задач «модернизация» решит лишь на бумаге, потому как даже кажущиеся очевидными положительные изменения, к примеру, в части полного обновления подвижного состава, пройдут преимущественно незамеченными просто потому, что в этот новый транспорт будет просто физически не влезть.

«На пригороде будем ездить стоя»

Неприятные неожиданности не обошли стороной и пригородные маршруты. Дело в том, что в новых конкурсах на обслуживание маршрутов Ярославского района прописаны ровным счетом такие же требования, как и в случае с городом. Это значит, что по пригородным направлениям будут ездить автобусы городской модификации. То есть, если сейчас большинство автобусов большого класса на «пригороде» имеют 44 посадочных места, то после реформы сидя смогут уехать только 23 человека, причем сиденья эти теперь будут «жесткими». Все остальные пассажиры будут вынуждены ехать стоя. И если на коротких маршрутах типа № 104 и 105 это терпимо (время в пути там не превышает получаса), то на протяженных линиях это создаст существенные неудобства. Сложно себе представить поездку «стоя» от конечной до конечной на маршрутах Заволжского направления (например, № 136 и 137), ведь дорога в одну сторону на автобусе здесь занимает вплоть до 1,5 часа. Не стоит также забывать, что многие пассажиры — люди в возрасте, которым такое испытание выдержать будет явно не под силу. Кстати говоря, места для багажа в городских автобусах тоже нет — поэтому в летнее время общая вместимость транспорта будет сильно снижаться, учитывая тот факт, что весь садовый инвентарь придется ставить в проход между сиденьями. В общем, даже там, откуда ждать негативных перемен можно было в самую последнюю очередь, уровень комфорта заметно ухудшится.

Вообще, писать о существующей реформе можно бесконечно. Но, подводя небольшой итог, хочется надеяться, что здравый смысл всё-таки возобладает над сиюминутным рвением ради формального соблюдения сроков окончательно разрушить далеко не идеальную, но пока еще работоспособную систему. Оттого что мы сейчас пойдем напролом, прекрасно осознавая все риски, никому лучше не станет. Очевидно, что в существующем виде эта реформа никому не нужна. Она, за редким исключением, не решит ни единой проблемы транспортного обслуживания города. Поэтому единственное, что сейчас нужно, — немного повременить с запуском брутто и начать осознанно заниматься пересмотром маршрутной сети. Только в этом случае можно будет с уверенностью говорить о каком-либо улучшении качества системы общественного транспорта.


Уверен, что департамент в силах спокойно принять взвешенное решение и исправить хотя бы часть упомянутых ошибок. Жители города вас только поддержат. Благо время до завершения конкурсов пока еще есть, а значит, есть и механизм влияния на обещающую обернуться катастрофой ситуацию.

Согласны с автором?

Да
Нет
Не во всем
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
78
ТОП 5
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления