15 июня вторник
СЕЙЧАС +17°С

Признайтесь, вы не умеете? Кто и как чистит зимние дороги Ярославля. И почему не получается

В ГИБДД назвали опасным то, что делают коммунальщики (почти ничего)

Поделиться

Нечищеные обочины, глубокие колеи — по таким дорогам ездить опасно

Нечищеные обочины, глубокие колеи — по таким дорогам ездить опасно

Поделиться

Зимняя уборка города — одна из главных задач мэрии Ярославля. Это та работа чиновников, которая непосредственно отражается на качестве жизни в городе. Либо ярославцы ходят и ездят по чистым и ровным дорогам, либо их обливает грязной жижей, либо они рискуют получить травму на льду.

К сожалению, в Ярославле зима на улице — это ад для пешехода и мучение для автомобилиста. Сезон 2020–2021 оказался настолько провальным в плане уборки, что даже Госавтоинспекция не выдержала и выругалась публично на своих страницах в соцсетях:

— Госавтоинспекцией Ярославской области отмечается неудовлетворительная работа дорожно-эксплуатационных служб по нормативному содержанию улично-дорожной сети области, в особенности на территории Ярославля. Только за прошедшую неделю в отношении владельца дороги вынесено 20 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, в выходные дни сотрудники Госавтоинспекции составили 38 актов о неудовлетворительном состоянии уличной дорожной сети областного центра, 33 из которых не были устранены в сроки, установленные законодательством РФ.

Самые распространенные недостатки — наледь на проезжей части, снежный накат и снежные отложения.

Фото с дорог это иллюстрируют.

Ледяная дорога у остановки. Автобусам приходится тормозить <a href="https://76.ru/text/transport/2021/01/12/69689946/" target="_blank" class="_">колесами о бордюр</a>

Ледяная дорога у остановки. Автобусам приходится тормозить колесами о бордюр

Поделиться

Даже при скорости в <nobr class="_">40 км/ч</nobr> заезд на колею может обернуться сильнейшим заносом

Даже при скорости в 40 км/ч заезд на колею может обернуться сильнейшим заносом

Поделиться

На проспекте Авиаторов должно быть три полосы для движения. Третью водители должны раскопать сами?

На проспекте Авиаторов должно быть три полосы для движения. Третью водители должны раскопать сами?

Поделиться

Кто конкретно за это в ответе

В этом году в городе тестируют новый принцип ответственности за уборку улиц. Крупные магистрали первой категории (четыре и более полосы движения) и второй категории (две-три полосы движения) убирает городская компания «Горзеленхозстрой».

Обычная картина на дорогах города. Колейность, неубранные обочины, сужение проезжей части

Обычная картина на дорогах города. Колейность, неубранные обочины, сужение проезжей части

Поделиться

— По муниципальному заданию «Горзеленхозстрой» производит уборку улично-дорожной сети первой и второй категорий во всех районах города, — пояснили в департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля.

Основным направлением работы «Горзеленхозстроя» всегда была садово-парковая деятельность. Организация не специализировалась на уборке улиц.

Третью и четвертую категории дорог отдали убирать частным подрядчикам, а всю ответственность за эту работу возложили на администрации районов. Объясняем: раньше город нанимал генерального подрядчика, оплачивая ему работу по уборке города. Теперь самые важные дороги убирает муниципальная компания, то есть город сам справляется, а на менее крупные улицы подрядчиков нанимают администрации районов самостоятельно. Именно в контрактах на уборку прописывают, какие конкретно улицы нужно убирать и как.

Второстепенные улицы по районам в 2021 году убирают следующие подрядчики:

  • Красноперекопский и Фрунзенский районы — ООО «Работник» и ООО «Регионстрой» (сумма контрактов — около 18,2 миллиона рублей);
  • Кировский и Ленинский районы — ИП «Рудь» (около 5,62 миллиона рублей);
  • Дзержинский район — ООО «Яравтодор» (около 10,144 миллиона рублей);
  • Заволжский район — ООО «Ярдорремстрой» (около 9,46 миллиона рублей).

Убираем плохо, потому что нет денег?

Основные дороги — в снежном накате и колейности, на второстепенных ситуация еще хуже

Основные дороги — в снежном накате и колейности, на второстепенных ситуация еще хуже

Поделиться

Очевидно, чем больше денег, тем больше мы покупаем снегоуборочных машин (в идеальном варианте) либо арендуем у подрядчиков. И тем лучше убираем город. Нет денег — нет уборки.

Финансирование уборки города по годам:

  • 2017 год (первое полугодие) — 739,6 миллиона рублей;
  • 2018–2019 (двухгодичный контракт) — 957 миллионов рублей;
  • 2020 год — 286,234 миллиона рублей (только на дороги первой и второй категорий) + около 43 миллионов рублей на дороги третьей и четвертой категорий.

Чтобы легче было ориентироваться в цифрах, приведем цитату бывшего заместителя мэра Ярославля Михаила Кузнецова, который зимой 2019 года прямо заявил:

— По нормативу, городу необходимо 283 единицы техники, ежедневно Ярославль убирают около 65 машин, что не соответствует в несколько раз, — рассказал заместитель мэра Михаил Кузнецов. — Контракт на уборку города обеспечен на 16% от норматива.

Таким образом, чтобы убирать город по нормативу, то есть идеально, или как в Москве, еще в 2019 году нужно было в шесть раз больше денег. В этом году денег нужно еще больше, а запланировали — еще меньше. То есть администрация города экономит на своих обязательствах по уборке.

По данным мэрии Ярославля, после снегопада 15 января 2021 года во всем городе работало всего 50 машин (это и комбинированные дорожные машины, и погрузчики, и другая техника).

Убираем плохо, потому что не умеем организовывать?

Мы разобрались, что денег на качественную уборку не хватает каждый год, а зимой 2020–2021 их не хватает еще больше. Но может, есть способ выкрутиться и даже на эти деньги содержать дороги в более-менее безопасном состоянии?

Если судить строго по ГОСТ 33181-2014, в котором описан межгосударственный стандарт зимнего содержания дорог, то существует пять уровней: от высшего до минимально допустимого. Не будем пытаться прыгнуть выше головы и обратимся сразу к минимальным требованиям:

  • возвышение обочин с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений над проезжей частью — не более 6 сантиметров;
  • относительная ширина очистки обочин — не менее 50 сантиметров;
  • толщина уплотненного снега на проезжей части — не более 10 сантиметров;
  • наличие зимней скользкости — не допускается;
  • толщина рыхлого снега, в том числе во время снегопада — не более 5 сантиметров;
  • толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах — не более 12 сантиметров;
  • отсутствие обработки тротуаров и лестничных сходов в населенных пунктах противогололедными материалами при регулярном пешеходном движении — не допускается;
  • толщина рыхлого или уплотненного снега на площадках для пассажиров после окончания метели — не более 12 сантиметров.

Если дороги содержатся в так называемом зимнем накате (с уплотненным слоем снега над асфальтом), то он должен быть таким:

  • колея глубиной не более 3 сантиметров;
  • рыхлый свежевыпавший снег толщиной не более 8 сантиметров;
  • отдельные заглубления на уплотненном снежном покрове — не более 0,9 квадратного метра.

Контролировать выполнение уборки по нормативам и требованиям контракта раньше должны были специалисты агентства по муниципальному заказу и ЖКХ мэрии Ярославля. Теперь, когда схема работы поменялась, особого контроля нет.

Как с требованиями ГОСТ справлялись раньше (если справлялись)? Мы поговорили с бывшим главой департамента городского хозяйства Николаем Степановым (работал с 2012 по 2016 год).

— Работали круглосуточно, и тогда тоже была нехватка техники и финансирования. Мэрия не может руководить подрядной организацией напрямую, потому что есть определенная ответственность, техника безопасности. Есть мастера, начальники колонны. Со стороны мэрии не может быть прямых указаний, уборка отслеживается в рамках контрактных обязательств. Именно в контрактах на уборку, как правило, прописываются все стандарты, как нужно убирать. И в этом случае надо требовать с подрядчика это делать.

Но это нерабочий вариант. Если подрядчику не платят на уборку по ГОСТу, то он, сколько с него ни требуй, не сможет бесплатно попросить водителей снегоуборочной техники выйти поработать.

Мнение подрядчика

По мнению одного из подрядчиков, работавшего в Ярославле до 2018 года, техники в городе катастрофически не хватает.

— Только комбинированных дорожных машин нужно 55 штук на город. В целом техники нужно в четыре раза больше, — поделился с редакцией 76.RU представитель подрядчика Евгений. — Идея развивать муниципальное предприятие по уборке города — правильная, это выгоднее, чем платить подрядчику, так как здесь идут только прямые затраты на зарплату, топливо и так далее. А в контракты с подрядчиками закладывается их прибыль. Так работают в Москве, и так работали в Ярославле до 2010 года: весь город убирали САХ и два ДЕЗа со своей техникой (позже все эти компании обанкротились). Сейчас похоже на переходный период: когда нет денег на покупку своей техники и на аренду у подрядчика. Хорошо, если его пройдут и сделают выводы.

Получается замкнутый круг с вопросами только к администрации города: скажите, вы не умеете организовывать распределение бюджетных средств так, чтобы хватило хотя бы на безопасный минимум в уборке зимнего города?

оцените материал

  • ЛАЙК18
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Ярославле? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...