Стать известным спортсменом — мечта многих детей. Действительно, спортивные достижения влекут за собой славу, деньги, успех. Мастер спорта по спортивной гимнастике Полина Смирнова развеяла некоторые мифы о спортивной карьере. Девушка рассказала, как не опустить руки на пути к победе, добиться звания мастера спорта и сделать из ребёнка чемпиона.
— Спортивной гимнастикой занимаются многие дети, но все ли из них смогут завоевать высокие титулы и стать известными на всю Россию?
— Я считаю, что не каждый ребёнок способен проявить себя в профессиональном спорте. Да, он может быть послушным, дисциплинированным, трудолюбивым, но, как говорится, каждому своё. Многое зависит от наследственности и физиологических особенностей. Однажды мой тренер мне сказала, что в спорте есть правило четырёх «Т»: «Труд, Терпение, Талант, Тренер!». Таланта может быть всего 1%, а труда — 99%. Мы пытаемся выявить потенциал у ребёнка на стадии отбора, и если гимнастика — это не его стихия, то он имеет возможность попробовать себя в других сферах. В начале учебного года и тренировочного сезона мы проводим отбор. За одно занятие не все дети могут раскрыться, потому что кто-то стесняется, волнуется. Для этого существует несколько тренировок во время отбора.
— Расскажи, с какими трудностями сталкиваются начинающие спортсмены и как их преодолеть?
— Профессиональный спорт требует жертв и ставит ребёнка перед выбором: либо школа и свободное время, либо успех в спортивной карьере. На первом этапе главное — привить любовь к спорту. Если она будет, то ребёнок сам уже станет осознавать необходимость спорта в своей жизни. Важно объяснить ещё в возрасте 4–5 лет, как взаимосвязаны труд, спорт и терпение. Задача тренера заключается в том, чтобы дети не только думали об успехе на соревнованиях, медалях и званиях, но и стремились самосовершенствоваться.
— Некоторые дети очень серьёзно воспринимают каждое поражение. Как ведёшь себя ты в таких ситуациях?
— В моей жизни тренеры сыграли большую роль, за это я им благодарна. Поэтому в первую очередь я поддерживаю каждого ребёнка и разбираю с ним допущенные ошибки. Важно создать доверительные отношения между юными спортсменами и их наставником. Но и тренировки никто не отменял. Исходя из этого, мой метод — «кнут и пряник».
— Ты сама не так давно была ребёнком и занималась под руководством тренера. Наверное, тоже было не всё так гладко и просто. Поделись своей историей в этом виде спорта.
— Всё началось, когда мне было 5 лет. Я гуляла с мамой: бегала, прыгала, пыталась удивить какими-то трюками. Неожиданно к нам подошла женщина (мой первый будущий тренер), спросила, не хочу ли я попробовать себя в спортивной гимнастике. Я посмотрела на маму и, не раздумывая, сказала: «Да! Хочу!» Я полюбила этот вид спорта с первой тренировки. Конечно, были моменты, когда что-то не получалось с первого раза. С главными трудностями я столкнулась в подростковом переходном возрасте. Мне казалось, что я занимаюсь не своим делом, несмотря на то, что у меня уже было звание кандидата в мастера спорта. Очень хотелось всё бросить и жить, как все дети и подростки. Я решилась на разговор с тренером. Пришла в зал, начала объяснять ситуацию, на что я получила ответ: «Полин, форму взяла? Иди переодевайся, начинаем тренировку». И если бы не поддержка тренера, то сейчас я не имела бы удостоверение и значок со званием мастера спорта России по спортивной гимнастике.
— Тебе всего 20 лет. Почему в столь юном возрасте доверили работу с детьми?
— Почти два года назад я закончила спортивную карьеру, а мне всегда нравилось делиться своим опытом с другими ребятами. Мой тренер и президент федерации по спортивной гимнастике были уверены во мне и моей компетентности в этой сфере. Кроме того, я учусь на факультете физической культуры в педагогическом университете и мечтаю продолжить свою карьеру как раз в качестве тренера.