В Ярославской области остро стоит проблема с жильем для детей-сирот. Люди годами пытаются получить положенные им квартиры от государства. Возникает ощущение, что чиновники не очень-то идут навстречу сиротам. Иногда получить положенные по закону квадратные метры не помогает даже суд.
В такой ситуации оказался 30-летний Максим Зеленёв из поселка Пречистое в Первомайском районе. Мужчина шесть лет вместе со своей семьей пытается получить собственную квартиру, но в итоге на его руках лишь отписки.
Однушка на семерых
Максим Зеленёв выпустился из Багряниковской школы-интерната (находится в одноименной деревне Первомайского района) в 2012 году, когда ему исполнилось 18 лет. Парень устроился на работу, жил на съемной квартире, а позже встретил будущую жену — Елену. Именно она подсказала Максиму, что ему положена бесплатная квартира от государства.
— Мы успели встать на очередь до того, как Максиму исполнилось 23 года. Это было в 2016 году, — рассказывает Елена Зеленёва. — К этому моменту по договору социального найма по программе расселения ветхого жилья уже выделили квартиру сестре Максима и его брату. Однокомнатную, несмотря на то, что брат и сестра разнополые. Помимо этого у сестры Максима двое детей, которые живут в этой же квартире.
Правда, сам Максим об этом был не в курсе. Мужчина узнал о том, что власти выделили родственникам жилье, лишь спустя год. В договоре социального найма указана площадь квартиры — 33,8 квадратного метра. В крохотной однушке живут четыре человека — сестра Максима, двое ее сыновей и брат.
— Естественно, Максим, несмотря на то, что эта квартира по документам положена и ему, там проживать не может. У нас двое детей, как мы будем там ютиться? — рассуждает Елена.
Дошли до суда
В 2020 году, устав ждать, Максим и Елена обратились в суд. Они просили выделить Максиму отдельную квартиру, поскольку жить в крохотной однушке вместе с женой, маленьким сыном и родственниками было невозможно. Суд признал, что общая жилая норма квартиры меньше, чем положено на каждого жильца. Поэтому чиновников обязали выделить Максиму отдельную квартиру. Причем в определенные сроки — в течение двух месяцев после вынесения приговора.
— Суд решил обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить Зеленёву Максиму Андреевичу на территории поселка Пречистое Первомайского района благоустроенное жилое, помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом несовершеннолетнего ребенка, общей площадью не менее 42 квадратных метров в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, — говорится в решении суда.
Квартир нет
Но ни спустя два месяца, ни спустя год, семья так и не получила квартиру. А у Елены с Максимом родился еще один сын.
— Проблема в том, что у нас в Пречистом не строят новое жилье. По сути, нам уже должны квартиру площадью больше, чем 42 квадратных метра, из-за того, что у нас появился еще один ребенок. Но мы до сих пор не получили вообще ничего. Да, департамент устраивал аукционы по закупке квартир для нас, но покупать нечего и не у кого, — объясняет Елена.
В департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области сообщили примерно то же самое, но другими словами. Чиновники оправдываются: после решения суда аукционы устраивали, но квартир-то нет, и покупать, соответственно, нечего.
— В целях исполнения судебного решения, которым на департамент возложена обязанность о предоставлении жилого помещения Зеленёву М. А. общей площадью не менее 42 квадратных метров, расположенного на территории районного поселения Пречистое Первомайского района, в течение 2021 года неоднократно объявлялись электронные аукционы на приобретение указанного жилья. Аукционы были признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок на участие, — сообщили в департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области.
— Такая проблема не только у нас. В Пречистом есть семьи с аналогичной ситуацией, которые не могут получить квартиры из-за их отсутствия. Нам, конечно, предлагали квартиру в Рыбинске, но мы отказались. Как мы туда поедем? У нас здесь работа. Мы изначально предупреждали, что нам подойдет или Пречистое, или Ярославль, — рассказывает Елена.
Выплаты не покрывают затраты
Пока семья Максима не получила собственную квартиру, жилье приходится арендовать. Государство выплачивает компенсацию за съем — 7000 рублей. Но помимо аренды нужно платить еще и коммунальные платежи.
— Аренда у нас выходит 7000, компенсация 7000. Но помимо этого за свой счет мы платим коммунальные платежи. А они у нас выходят на 8000 рублей, — объясняет Елена. — Было бы легче, если бы нам просто выдавали денежные сертификаты на покупку вторичного жилья. Его у нас продается много.
В ДЗИИО рассказали, что Максим получит квартиру лишь после того, как определят жилье для сирот из Ярославской области, вставших на очередь раньше него. А это, по данным департамента, 284 человека. То есть ждать придется долго.
Что происходит с жильем для сирот в регионе?
В мае чиновники регионального правительства озвучили цифры, которые говорят о том, что в области со скрипом исполняется федеральный закон о выдаче квартир для сирот. В очереди на жилье, по данным на 1 апреля, находились 1823 человека.
Также власти рассказали, что из 463 извещений о проведении электронных аукционов на покупку квартир, было заключено всего 102 контракта. 361 аукцион признали не состоявшимся.
По мнению чиновников, основными причинами, почему не купили квартиры для детей-сирот, стали:
быстрый рост цен;
долгая процедура подготовки документов для аукционов — 1,5 месяца (за это время уже меняются цены на недвижимость);
отсутствие или недостаточность строительства жилых домов и отсутствие вторичного рынка жилья в некоторых районах;
качество жилья;
трудная процедура для физлиц, желающих продать свою квартиру правительству области.
Тогда же прозвучали предложения, как исправить ситуацию. Например, выдавать сиротам денежные сертификаты на покупку жилья. Чтобы не власти подолгу искали квартиры, а выпускники детдомов сами этим занимались. Депутат Лариса Ушакова предложила внести данный законопроект в думу к сентябрю 2022 года.