
Самыми желанными арендаторами в формате стрит-ритейл в Москве являются банки и сетевые кафе. Им отдали предпочтение большинство опрошенных собственников – 65% и 52% соответственно. Такие данные показал недавний опрос московской компании Praedium. В Ярославле собственники помещений согласны с первым пунктом, а вот популярность кафе и магазинов примерно равна.
Стрит-ритейл – один из самых популярных форматов коммерческой недвижимости. Основной подход к классификации стрит-ритейла – это классификация по расположению. По этому принципу стрит-ритейл делится на три категории. Первая – стрит-ритейл на главных торговых улицах. Вторая категория – это стрит-ритейл, расположенный на оживленных улицах центра города. И третья – так называемый «спальный» стрит-ритейл. Это помещения, которые расположены на второстепенных улицах жилых районов и главных улицах окраин. Сейчас ярославский стрит-ритейл начал выходить за пределы традиционных торговых улиц в центре.
«Центра для стрит-ритейла уже не хватает. Ритейл развивается хорошо, быстрыми темпами. Сейчас он уже уходит за традиционные границы торговой части центра. Улицы Кирова уже не хватает – становятся популярными улицы Терешковой, Нахимсона, Первомайская. Раньше не интересная улица для стрит-ритейла – улица Советская, от Красной площади до церкви Ильи Пророка, сегодня набирает популярность», – отмечает генеральный директор агентства недвижимости «Эталон Эстейт» Вера Громова.
По итогам московского опроса компании Praedium, 65% арендодателей готовы предоставить свое помещение под банки, 52% – под кафе и 34% – под магазины непродовольственных товаров. Это может быть одежда и обувь, в том числе товары премиум-класса, ювелирный бутик. Собственникам помещений был задан такой вопрос: «Арендатора какого профиля вы хотели бы видеть в вашем помещении?». В опросе приняли участие 482 собственника помещений для стрит-ритейла, располагающихся в Москве.
«По мнению собственников, банки – наиболее платежеспособные и стабильные арендаторы. От них ожидают безусловного соблюдения условий договора и аренды помещения на длительный срок с регулярной индексацией», – пояснил директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Сергей Камлюк. – На самом деле собственникам помещений для стрит-ритейла интересно, чтобы их арендаторы были платежеспособными, надежными и арендовали помещения на долгий срок. Результаты исследования предпочтений владельцев помещений показали: в них все еще сильны стереотипы, связанные с безусловной платежеспособностью банков и малым бюджетом и нестабильной ситуацией у представителей других сфер бизнеса».
С банками ярославские арендодатели готовы сотрудничать, ведь отделения открываются надолго, и опасений нарушения пунктов договора гораздо меньше, чем при работе с рестораном. Банки – самые желанные арендаторы, но по факту они занимают не более 9% в структуре спроса. А федеральным сетям фастфуда и кофеен ярославские собственники тоже рады.
Среди наиболее активных арендаторов на ярославском рынке стрит-ритейла по-прежнему остаются представители общепита – в основном, кофейни и рестораны разных направлений (30–35%), магазины одежды, обуви, косметики, парфюмерии и подарков (24%), супермаркеты (12%) и банки (9%).
При этом рестораны, кафе и бары готовы заплатить за стрит-ритейл больше денег, чем продуктовые операторы. И это вполне понятно: у общепита требования к расположению помещения выше, чем у продуктовых ритейлеров. У обоих сегментов есть общий набор специфических требований к стрит-ритейлу. Это наличие второго входа со двора – для завоза продуктов, возможность установки мощного оборудования: холодильники, оборудование кухни, хорошее водоснабжение и канализация.
Также среди арендаторов есть предприятия сферы услуг и различные магазины, в том числе продуктовые, салоны сотовой связи, ювелирные и бытовой техники, аптеки. Существенная доля принадлежит салонам красоты и парикмахерским (около 5%). Примечательно, что аптеки в этом рейтинге оказались за пределами первой десятки, составляя лишь 3,3% от всех арендаторов.
«Как правило, аптеки (5% в структуре спроса) занимают довольно скромные помещения, площадью 50–150 квадратных метров и особых претензий по оснащению не имеют. Примерно столько же, около 5%, приходится на парикмахерские, салоны красоты, массажные кабинеты», – говорит аналитик Игорь Ефимов.
Самые высокие ставки аренды на таких центральных улицах как Свободы, Кирова, Первомайская и т. д. Уровень ставки за квадратный метр площади доходит до 3000 рублей. Самыми дорогими являются обособленные торговые площади с отдельным входом с первой линии, расположенные на первых этажах.
А вот парковка не так важна. Когда торговые площади предназначены, скажем, под бутики с брендовой одеждой, отсутствие парковки никак не влияет на цену аренды. В этом сегменте определяющими факторами для ритейлеров при выборе места под магазин являются интенсивность пешеходного трафика в зоне расположения объекта и наличие целевой аудитории. По центру города люди часто гуляют, попутно заходя в магазины.