Недвижимость Росреестр: то, что вы хотели знать

Росреестр: то, что вы хотели знать

Вряд ли можно найти в Ярославле человека, не побывавшего хотя бы раз в жизни в Управлении Росреестра.

Без посещения этого заведения нельзя ни квартиру поменять, ни землю продать. При этом с каждым годом начиная со времен тотальной приватизации гражданами собственного жилья экономическая активность ярославцев постоянно растет: все так и норовят что-нибудь из недвижимости продать ненужное, чтобы потом купить нужное. В скором времени жители области смогут пользоваться услугами Росреестра на базе «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг». 19 июня 2013 года между центром, областным управлением Росреестра и региональным филиалом «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» заключено соглашение о взаимодействии. Основная задача – обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в части приема-выдачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также внесенных в государственный кадастр недвижимости.

«Получение услуг в МФЦ организуется по принципу «одного окна», – говорит главный специалист-эксперт организационно-контрольного отдела Управления Росреестра по Ярославской области Марина Творогова. – Граждане и организации смогут получить одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, что приведет к оптимизации административных процедур, минимизации взаимодействия заявителей с госслужащими, сокращению количества документов, представляемых заявителями для получения услуг, и экономии времени».

При этом после обращения заявителя с соответствующим заявлением в МФЦ взаимодействие с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, будет осуществляться центром уже без участия заявителя. В ближайшие три года открытие филиалов центра планируется на территории каждого муниципального района Ярославской области.

Также специалисты Управления Росреестра ответили на несколько важных вопросов.

1. Каков порядок проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственным земельным контролем?

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых ежегодных планов. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте органа государственного контроля. Кроме того, Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.

«Федеральный закон содержит ряд ограничений для органов государственного и муниципального контроля (надзора), – рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ярославской области Мария Уколова. – В частности, законом запрещено осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. При этом закон не содержит нормы, позволяющей перенести несостоявшуюся проверку на другое время».

При проведении проверок юрлица обязаны обеспечить присутствие руководителей или уполномоченных представителей, предоставить должностным лицам возможность ознакомиться с документами, обеспечить доступ на территорию и т. д.

2. В каких случаях арбитражный суд может отказать в утверждении конкурсного управляющего, если на первом собрании кредиторов должника в процедуре наблюдения был избран арбитражный управляющий?

В соответствии со статьей 45 «Закона о банкротстве» по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры требованиям федерального закона арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего. Вместе с тем, в абзаце 5 пункта 56 постановления пленума высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в целях недопущения злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) при рассмотрении дела о банкротстве суд не может отказать в утверждении кандидатуры, если в компетенции управляющего есть сомнения.

«Поэтому в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о его отстранении, о признании его действий незаконными или о признании необоснованные понесенных им расходов), приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его», – поясняет главный специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Ярославской области Ольга Богданова.

3. Подскажите, пожалуйста, перечень документов, необходимый для государственной регистрации права (долевой) собственности гражданина на объекты имущества, перешедшие ему в наследство по закону или по завещанию?

Как известно, наследование бывает двух видов: по завещанию и по закону. Наследование по закону осуществляется, когда оно не изменено по завещанию. Если наследодатель не оставил завещание, то к наследованию призываются наследники в порядке очередности. «Для того чтобы распорядиться своим имуществом после смерти, необходимо составить завещание, – рассказывает заместитель начальника Ленинского отдела Управления Росреестра по Ярославской области Юлия Селезнева. – Завещание – односторонняя сделка, создающая права и обязанности после открытия наследства. Оно может быть составлено лишь дееспособным человеком. Нельзя составить завещание через представителя. В завещании могут содержаться распоряжения только одного человека. Документ должен быть составлен в письменной форме и удостоверен нотариусом. В ином случае завещание может быть признано недействительным».

В случае отсутствия государственной регистрации права умершего гражданина на объекты недвижимого имущества, свидетельство о праве на наследство не выдается, и государственная регистрация права наследника производится на основании решения суда о признании права в порядке наследования.

Если право (долевой) собственности на объекты недвижимого имущества за наследодателем возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то на государственную регистрацию права наследнику необходимо представить:

  • заявление о государственной регистрации прав;

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;

  • документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя: нотариально удостоверенная доверенность, свидетельство о рождении несовершеннолетнего, свидетельство об усыновлении (в случае подачи заявления от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет); соответствующие документы, выданные органом опеки и попечительства (в случае подачи заявления опекуном от имени несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или недееспособного гражданина);

  • свидетельство о праве на наследство;

  • документы, подтверждающие возникновения права (долевой) собственности за наследодателем;

  • кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества

  • документ об уплате государственной пошлины.

Если право (долевой) собственности на объекты недвижимого имущества за наследодателем возникло после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»", то на государственную регистрацию права наследнику необходимо представить:

  • заявление о государственной регистрации прав;

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;

  • документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя: нотариально удостоверенная доверенность, свидетельство о рождении несовершеннолетнего, свидетельство об усыновлении (в случае подачи заявления от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет); соответствующие документы, выданные органом опеки и попечительства (в случае подачи заявления опекуном от имени несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или недееспособного гражданина);

  • свидетельство о праве на наследство;

  • документ об уплате государственной пошлины.

Все документы представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых – подлинник.

Суды переполнены делами, в которых родственники судятся друг с другом в надежде оспорить завещание. Специалисты настойчиво советуют при составлении завещания не пренебрегать услугами юристов.

Документ, составленный по всем правилам и заверенный у нотариуса, оспорить в суде гораздо сложнее, нежели содержащий какие-то неточности.

4. Каков порядок наложения и снятия арестов?

Арест – это запрет на распоряжение имуществом. Ограничить право на недвижимость может суд, а также служба судебных приставов и налоговые органы. С арестованным имуществом собственник не сможет совершать никаких действий, т.е. его нельзя подарить, продать, заложить.

Согласно п.3 ст.28 Закона о регистрации копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество в трехдневный срок подлежат обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

«Поступившая копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя в срок, не превышающий трех рабочих дней, с даты поступления, соответствующих документов при наличии необходимых сведений для внесения в Единый государственный реестр прав», – рассказывает начальник Ленинского отдела Управления Росреестра по Ярославской области Алла Богомолова.

Орган госрегистрации в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня регистрации ограничения права обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации ограничения права с указанием основания для этого. Для того, чтобы снять арест с недвижимого имущества необходимо предоставить вступившее в законную силу решение, определение суда об отмене ареста, либо постановление судебного пристава-исполнителя (если арест наложен на основании соответствующего постановления пристава-исполнителя), либо решение налоговой инспекции об отмене решения о наложении запрета.

5. Кто может получить информацию о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости?

Как поясняет главный специалист-эксперт отдела предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Наталья Асова, такие сведения предоставляются только:

  • самим правообладателям или их законным представителям;

  • физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

  • залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;

  • руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг;

  • руководителям или заместителям руководителей многофункциональных центров на основании межведомственных запросов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

  • судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

  • лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

  • арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

  • руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;

  • Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации;

  • генеральному директору Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, действующему на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, заместителям генерального директора указанного Фонда, руководителям филиалов и представительств указанного Фонда, действующим на основании доверенности, предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территории.

6. Какие документы необходимы для погашения регистрационной записи об ипотеке?

«Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав вышеназванных документов», – отметила главный специалист-эксперт Красноперекопского отдела Управления Росреестра по Ярославской области Нина Новикова.

Автор благодарит Управление Росреестра по Ярославской области за помощь в подготовке материала.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем