Чингиз Гатаулин из Ярославля в начале 2024 года вернулся со спецоперации на Украине. Примерно за неделю до окончания контракта 49-летний боец получил ранение. К счастью, легкое, восстановился быстро.
Вернувшись в родной регион, он узнал, что власти предоставляют выплату военным, получившим ранение в зоне СВО. Попытался получить деньги, но выяснилось: ему не положено.
В этом тексте рассказываем, почему так получилось и кто еще не может рассчитывать на региональную выплату.
«Тебе не положено»
Перед тем как подписать контракт на службу в добровольческом отряде, Чингиз работал в Ярославле строителем. Занимался отделочными работами, у него была своя бригада. К участию в СВО подтолкнуло семейное горе: мужчина потерял брата.
— У меня погиб брат, он удостоен ордена Мужества. После этого я уехал в Тамбов, где формировался добровольческий отряд «Невский». Я полгода отслужил свой контракт, вернулся. Месяца через два ребята [военные] позвонили, сказали: «Приезжай, Чингиз». Там формировался новый батальон. Я опять отслужил 6 месяцев. За неделю до окончания контракта я был ранен, легко: один осколок попал в щеку, другой в бедро. Повезло, можно сказать, — вспоминает Чингиз.
По данным официального сайта Воронежского областного центра занятости населения, отряд «Невский» — добровольческая разведывательно-штурмовая бригада имени святого князя Александра Невского. В объявлении говорится, что служба в «Невском» является законной альтернативой мобилизации, и добровольцы заключают контракт с Министерством обороны РФ. Денежное довольствие составляет от 220 тысяч рублей в месяц, а принимают туда добровольцев от 21 года до 50 лет, в некоторых случаях возможны исключения.
По словам ярославца, за один день ему сделали операцию, восстановление проходило быстро. В это же время истекал контракт на службу: он действовал до 7 февраля 2024 года.
— Вернулся в Ярославль, случайно узнал, что есть выплаты за ранение. Когда попытался узнать, положено ли что-то, мне сразу сказали: «Можешь даже не обращаться, тебе не положено». Я обратился в Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области. Там мне в устной форме тоже сказали: «Так как вас не направлял военкомат, вам не положены эти выплаты». А почему меня должен направлять военкомат? Я сам пошел, — недоумевает Чингиз.
«У меня был советский паспорт»
Чингиз объяснил, почему он не подписал контракт с Министерством обороны РФ через военкомат. По его словам, препятствием стали проблемы с документами.
— У меня был советский паспорт, поэтому меня не брали. Я искал пути и уехал туда, где формировался батальон. Позвонил им, сказал: «Возьмете меня?» Они сказали: «Конечно, возьмем». И всё, я остался в «Невском», — вспоминает Чингиз.
— А почему у вас был советский паспорт? — спрашиваем.
— Ой, это долгая история, — с усмешкой ответил Чингиз. — Я пытался его переоформить, приходил, но начиналась волокита, не хватало каких-то документов... Той справки нет, этой. Но сейчас, слава богу, с паспортом всё решается, должны выдать скоро.
Судя по документам, предоставленным Чингизом порталу 76.RU, первый раз он вступил в «Невский» в ноябре 2022 года, а с декабря начал выполнять задачи в зоне СВО. Еще одна справка гласит, что второй раз он был в зоне СВО с августа 2023 года.
По словам Чингиза, он получил выплату — один миллион рублей — от формирования, через которое подписывал контракт.
— Там молодцы, слово сдержали, всё выплатили. И больше ничего не получал. Только зарплату и выплату по ранению, — объяснил участник СВО.
По словам мужчины, сейчас его основная цель — добиться того, чтобы региональные власти пересмотрели подход к выплатам. По его мнению, деньги должны быть положены всем добровольцам из Ярославской области, а не только тем, кто подписывал контракт в местных военкоматах.
— Сейчас дело не только в самой региональной выплате, не столько в деньгах, сколько в самом указе. Меня лично это оскорбляет. Почему людям, которые были со мной в одном окопе, положено, а мне не положено? Я ведь не один такой. Почему считается: если пошел от военкомата, правильный доброволец, а если не через военкомат, неправильный?
Помимо этого, Чингизу сообщили, что у него нет заключения военно-врачебной комиссии.
— Это должны выдавать в госпитале. А нас в Донецке и Луганске не всегда лечат в госпитале, иногда в обычных гражданских больницах, чтобы освободившийся хирург прооперировал. И тебе эпикриз дают от этой больницы. А у нас спрашивают: «Почему вас в гражданской лечили?» Правда, после этого можно индивидуально пройти ВВК. Я сейчас этим занимаюсь, отправил документы, куда нужно, — рассказал Чингиз.
После того как Чингиз разберется с документами, он планирует вновь вернуться на службу в зону СВО.
— У меня сейчас учеба, получу паспорт — и снова туда, — говорит доброволец.
А как по закону?
Единовременная выплата военным, получившим ранение в зоне спецоперации на Украине, предусмотрена отдельным категориям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках Национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членам их семей по указу губернатора Ярославской области от 6 мая 2022 года № 105. Деньги могут получить военные, получившие увечье (ранение, травму, контузию) на СВО, в том случае если они отправлялись в зону СВО с территории Ярославской области.
— В представленных Гатаулиным Ч. И. документах отсутствует информация о направлении его с территории Ярославской области для прохождения военной службы в зону СВО, — сообщили 76.RU в областном правительстве.
Помимо этого, власти уточнили, что Чингиз просит помощь как получивший легкое ранение. Но при этом у него нет «подтверждающих учреждениями здравоохранения Министерства обороны Российской Федерации документов о ранении». Вероятно, речь идет о заключении военно-врачебной комиссии.
Согласно данным правительства Ярославской области, военные могут получить разные суммы выплат от региона. 800 тысяч рублей при тяжелой степени ранения, 500 тысяч — при легкой степени ранения. Также была дополнительно введена выплата в 100 тысяч рублей без степени тяжести.
Напомним, в 2023 году мама военного из Ярославской области пожаловалась, что ее 19-летний сын остался без региональной выплаты после подписания контракта. По словам женщины, проблема появилась из-за того, что ее сын заключил контракт с Минобороны в другом регионе — Ивановской области. Его официальное место жительства при этом — Некоузский район Ярославской области. После наших запросов властям выяснилось, что парень не мог рассчитывать на деньги ни от одного из этих двух регионов.