В Ярославле разрушается старинный дом в самом центре города. Здание спрятано за фасадами проспектов Октября и Ленина. С виду это не особо приметное строение из одного-двух этажей. При этом дом имеет богатую историю. О ней нашему порталу рассказал кандидат исторических наук Алексей Ионов.
Владельцем был брат поэта
Домик расположился на территории, которая сейчас является центром города, а пару веков назад была окраиной.
— По регулярному плану 1778 года здесь проходила официальная граница Ярославля, обозначенная как «городской вал». От двух внушительных столпов, увенчанных двуглавыми орлами, начиналась дорога на старинный Романов-Борисоглебск, и далее на столицу — Санкт-Петербург. Отсюда же в сторону центра города тянулась Дворянская улица (современный проспект Октября), представлявшая собой утопавшую в зелени вереницу усадебной застройки, — рассказал Алексей Ионов.
Именно здесь много лет назад располагалась усадьба дворян Карновичей, которые возглавляли дворянство Ярославского уезда. В 1845 году их имение купила купчиха Ольга Тимофеевна Николаева. А через 15 лет продала его довольно известным в Ярославле купцам Труновым.
— Труновы были одним из наиболее заметных купеческих семейств Ярославля середины XIX столетия. Алексей Иванович Трунов в прошлом александровский, а затем ярославский купец первой гильдии запомнился жителям города своей широкой благотворительностью. По его инициативе и во многом на его деньги в 1858 году был открыт Николаевский детский приют (в последнее время в этом красивом здании на Московском проспекте находилась закрывшаяся поликлиника № 1). А в 1861 году Трунов сделал пожертвование на устройство бесплатной лечебницы для приходящих больных. Заслуги мецената не остались незамеченными — в знак благодарности Алексей Иванович был удостоен звания почетного гражданина. Вместе с тем купец Трунов был хватким и предприимчивым человеком, чьи интересы простирались от питейных откупов до торговли драгоценными камнями. Накопленный капитал позволял ему в течение долгого времени проживать за границей, — рассказал Алексей Ионов.
Ярославским имением в основном занималась супруга купца Мария Александровна, которая была не менее предприимчивой. Собственно, на ее имя и был приобретен тот самый участок на Дворянской улице. Труновы организовали здесь пивоваренное, водочное и гранильное производство.
— Для пивоварни в первой половине 1860-х годов и было построено сохранившееся до нашего времени здание № 42а по проспекту Октября. В государственном архиве Ярославской области сохранились документы, позволяющие представить устройство данного предприятия: «Каменное строение в два этажа с мезонином и чердачным этажом. Сзади оного каменная пристройка для кузницы и паровой машины, которая герметически закупорена, весом в сто пятнадцать пудов с паровыми проводами, приводит всё в движение: пилит, воду качает и поднимает на чердак мезонина, поднимает все тяжести из солодовни во второй и чердачный этажи, веет солод, дробит солод и размалывает ячмень, наполняет котлы пивной и медовый...» При пивоварне действовала специально оборудованная бондарная мастерская, ледник с подземным ходом, склад. К 1865 году основанное Труновыми предприятие работало вовсю, а производимая пивоварней продукция продавалась как в Ярославле, так и в ряде других городов. Для широкого оповещения публики в местных газетах давалась специальная реклама, — рассказал Алексей Ионов.
Правда, к середине 1860-х годов финансовое благосостояние купцов Труновых пошатнулось. Причиной стали проблемы с питейным откупом, который составлял основной род их деятельности. Питейный откуп на протяжении XVIII — первой половины XIX веков был самым распространенным способом взимания налога с продаваемого в стране алкоголя. Государство делегировало право сбора налогов частным лицам — откупщикам. Они должны были в оговоренные сроки вносить соответствующие суммы в местные казенные учреждения. Взамен откупщики получали право беспошлинной продажи вина, а также производства и реализации населению слабоалкогольных напитков. Труновы были опытными откупщиками. Но в 1863 году правительство решило отказаться от самой откупной системы. К тому же стали вводиться запреты на продажу алкоголя. Труновы не смогли вовремя погасить задолженность, накопившуюся перед государством, и погрязли в долгах. В итоге домовладение на Дворянской улице они продали. Новым владельцем имущества стал Федор Алексеевич Некрасов — ярославский общественный деятель, коммерсант и брат известного поэта.
— Это было далеко не первое домовладение Некрасовых в Ярославле. По самым скромным подсчетам, Федору Алексеевичу и его семье только в губернском центре в последней трети XIX столетия принадлежало более десятка каменных зданий, часть из которых использовалась в коммерческих целях. В деловых интересах был приобретен и участок Труновых. Тем более что еще в 1867 году Федор Алексеевич стал обладателем достаточно крупного винокуренного производства в имении Карабиха, и покупка конкурирующего предприятия была призвана укрепить его позиции в данной сфере. Некрасовы не долго являлись хозяевами домовладения — между 1877 и 1882 годами оборудование пивоваренного и водочного заводов было демонтировано и вывезено в другое место, а земля на Дворянской улице нашла хозяина в лице города, — рассказал Алексей Ионов.
Городские власти разместили здесь военные казармы, которые назвали Некрасовскими — по фамилии последних владельцев. Планировали их масштабную реконструкцию. Но грянула революция. Во время июньского восстания 1918 года квартал был обстрелян, здесь случился пожар, который уничтожил часть строений. После окончания революционных потрясений территория бывшего военного городка еще около десяти лет оставалась заброшенной, а его постройки постепенно разбирались на кирпичи. В итоге от всего комплекса уцелело лишь здание бывшей пивоварни.
Что со зданием сейчас
Сейчас здание находится в собственности города. Его часть сдается в аренду обществу молодых инвалидов «Аппарель». На этих площадях работает полиграфия с аналогичным названием. Вторая часть здания разрушена. В ней провалилась крыша, нет окон. Здание не является объектом культурного наследия, поэтому его состояние — полностью ответственность собственника. И если арендаторы за своей половиной хоть как-то следят, то до заброшенной части здания давно никому никакого дела нет.
— Денежные средства на ремонт этого помещения в текущем году в бюджете не предусмотрены, — сообщили в мэрии Ярославля.
Историк Алексей Ионов возмущен таким отношением к наследию.
— Это единственное историческое здание, связанное с ярославским пивоварением. И про это мало кто знает, хотя когда-то у нас даже экскурсии пивные проводились, — говорит он.
Алексей подготовил заявку на включение здания в реестр объектов культурного наследия. Если решение по ней окажется положительным, то, возможно, тогда у дома появится шанс на восстановление.
Как считаете, нужно восстанавливать такие здания?