Сотрудница ФСИН в отставке защитила надзирателей ярославской колонии ИК-1, которые пытали заключенных. Евгения Мальцева дала интервью Youtube-каналу «Редакция» для фильма о пытках в колониях. Основной темой специального репортажа стали видео с пытками в Саратовской области, однако без упоминания ярославской ИК-1 не обошлось.
Видео с изнасилованием заключенного
4 октября проект Gulagu.Net сообщил, что в его распоряжение попал секретный архив ФСИН и ФСБ с записями пыток в российских колониях. Правозащитники сообщили, что файлы им передал программист, который во время своего заключения имел доступ к компьютерам УФСИН в Саратовской области. В общей сложности у правозащитников, по их словам, оказалось более 40 Гб секретных материалов.
В частности на одном из опубликованных в интернете видео якобы из туберкулезной больницы ФСИН в Саратове мужчина, привязанный к кровати, лежит на спине, а его ноги задраны кверху, лицо прикрыто белой тканью. Возле него несколько человек, один из которых насилует его длинной палкой. После публикации в регион поехали с проверкой из Генпрокуратуры и Центрального аппарата ФСИН. Видео также прокомментировали в Кремле. Региональный омбудсмен Надежда Сухова заявила, что жалоб на насилие от пациентов тюремной больницы она не получала. Следственный комитет по Саратовской области возбудил после публикации видео семь уголовных дел. Наши коллеги из издания «Фонтанка» поговорили об ужасах тюремной системы с человеком, который проработал в ней много лет.
«Проблемы сотрудников никто не поднимает»
Журналист «Редакции» спросил у подполковника ФСИН в отставке Евгении Мальцевой, почему в колониях происходят подобные зверства.
— Происходит конфликт между сотрудником либо руководителем и осужденным. На какой почте происходит конфликт? Он затяжной, не разовый. Когда законные методы воздействия уже не применимы к этому человеку, что с ним делать? С тем, кто не согласен и продолжает отстаивать свои права? Что с ним нужно сделать, если он не поддается? Дают команду «фас», — заявила Евгения Мальцева. — Если мы будем говорить о правах осужденных, правах спецконтингента, это у всех на слуху. Об этом говорят и, наверное, правильно делают. Об этом нужно говорить.
Мальцева объяснила, что помимо заключенных страдают и работники колоний. Подполковник не понимает, почему о них никто не говорит. В качестве примера Евгения Мальцева привела сотрудников ИК-1.
— В этой же закрытой системе есть сотрудники, о которых никто никогда не говорит. И проблемы этих сотрудников никто не поднимает. Мне это не понятно — почему? Пытки в ярославской колонии — там же уже все 100% решено. Уже привлечены к ответственности виновные лица. Кто оказался на скамье подсудимых? Рядовые сотрудники. Там нет ни одного руководителя. Ни одного, — сказала бывшая сотрудница ФСИН. — Если такие вещи происходят внутри учреждения, почему сам спецконтингент, сами осужденные об этом не говорят своим защитникам, которые к ним приезжают?
Журналист «Редакции» ответил подполковнику, что это объясняют тем, что, если расскажут, будет еще хуже. Евгения ответила, что надзиратели в колониях находятся в такой же ситуации:
— Сотрудники говорят то же самое: «Мы не будем об этом говорить, потому что будет хуже другим. И мы пострадаем, и пострадают другие люди». Вся эта информация всплывает о единичных случаях. Это не носит массового характера. Нельзя говорить, что пытки ежедневно происходят во всех учреждениях без исключения, — закончила Евгения Мальцева.
История пыток в ИК-1 тянется уже три года
Напомним, громкий скандал в ярославской колонии № 1, где ранее отбывал наказание Евгений Макаров, разыгрался летом 2018 года после того, как в СМИ появилось видео, на котором в воспитательной комнате жестоко избивают полуголого человека. Сотрудники колонии бьют Евгения Макарова палками по пяткам, и он воет от боли. После того как видео опубликовали, в колонию нагрянули проверки, дело дошло до советника президента. А сам заключенный испугался, что его теперь захотят убить. Во время разбирательств уфсиновцы сдавали друг друга. А по словам бывшего замначальника оперативного отдела колонии, которые он произнес в суде, такая профилактика — обычное явление на зоне для того, чтобы заключенные вели себя тихо.
После того как ролик из ИК-1 разлетелся по СМИ, а скандал стал набирать обороты, прокуратура провела проверку, Следственный комитет расследовал уголовное дело о превышении полномочий. В ИК-1 от работы отстранили 17 сотрудников, которых подозревали в причастности к избиению заключенного. В итоге на скамье подсудимых оказались 14 человек. Экс-сотрудники пыточной колонии обрадовались, когда услышали свои приговоры. Даже обниматься начали. Почти всех из них выпустили на свободу.
Спустя три года после первого эпизода с пытками в ИК-1 «Новая газета» опубликовала новое видео пыток заключенных в исправительной колонии № 1 Ярославля. На этот раз они стали более жестокими. После издевательств один из пострадавших скончался. Второй вышел на свободу. Именно он и проходит пострадавшим по уголовному делу, возбужденному по новым эпизодам избиений. Некоторые фсиновцы, задержанные в рамках нового уголовного дела, уже проходили по первому эпизоду.
В июне 2021 года в распоряжении редакции 76.RU оказалась история одного из заключенных «знаменитой» ярославской колонии «»№ 1. В материалах опроса, которые передали редакции, заключенный рассказывает, как после ссоры с сотрудником УФСИН его положили в психиатрическую больницу, а потом держали в изоляторе. Причина такого обращения с заключенным — конфликт на почве религии.