RU76
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Ярославле

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

зап.

755мм 47%
Подробнее
USD 93,25
EUR 99,36
Город Мария Можейко, главный терапевт Ярославской области и Сергей Ерегин, главный кардиолог Ярославской области: «Благодаря лечению гипертонии есть реальное снижение количества инсультов и инфарктов»

Мария Можейко, главный терапевт Ярославской области и Сергей Ерегин, главный кардиолог Ярославской области: «Благодаря лечению гипертонии есть реальное снижение количества инсультов и инфарктов»

Всемирная лига по борьбе с гипертонией присудила награду «За выдающиеся успехи в достижении контроля над гипертонией на популяционном уровне» программе по модернизации работы кардиологической и терапевтической служб Ярославской области. О том, насколько удалось снизить количество инсультов и инфарктов, как контролируется и лечится гипертония порталу 76.ru рассказали главный кардиолог Ярославской области, заведующий кардиологическим центром ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» Сергей Ерегин и главный терапевт Ярославской области, председатель комиссии по вопросам здравоохранения, демографической политики, охраны материнства и детства Общественной палаты Ярославской области Мария Можейко.

– Гипертонию нередко называют «тихим убийцей». Насколько актуальны проблемы гипертонии в Ярославской области?

Мария Можейко: – Проблема актуальна. Если исходить из количества жителей Ярославской области, которые официально зарегистрированы как гипертоники. На сегодняшний день болеют гипертонией 157 тысяч жителей области. На самом деле гипертоников, конечно, гораздо больше. Поскольку многие обращаются поздно. Гипертония ведь не болит. Болит уже тогда, когда появляются осложнения. Вот в чем вся проблема. Поэтому повышенное артериальное давление – действительно фактор риска повышенной смертности №1.

– С чем это связано?

М. М.: – Прежде всего с нашим образом жизни. Мы перестали быть физически активными, неправильно питаемся. Многие курят. Вообще мало времени уделяется спорту, правильному образу жизни. Все это способствует повышению артериального давления.

В Ярославской области за два года было зарегистрировано значительное снижение среднего АД до 144/86 мм рт. ст, а доля пациентов, достигших нормальный значений АД, выросла почтив три раза и составила 32%.

– Что именно было сделано в рамках борьбы с этим заболеванием и контроля над ним? За что Всемирная лига по борьбе с гипертонией присудила награду «За выдающиеся успехи в достижении контроля над гипертонией на популяционном уровне»?

М. М.: – Три года назад, когда правительством Ярославской области совместно с компанией «Новартис» был предложен этот проект, мы честно говоря, в него не верили. Контроль артериального давления в области составлял 8–25%. Это очень мало. Практически все люди жили с повышенным давлением. Поэтому было большое количество больных с инсультом, инфарктом. Конечно, была большая кардиологическая смертность. Цель проекта была достичь 40% уровня контроля давления. То есть каждый второй гипертоник должен ходить с нормальными цифрами. Все написано – протоколы, рекомендации, но проблема ведь не в том, чтобы их написать, а в том, чтобы их внедрить. И чтобы все тысячи терапевтов на территории Ярославской области это делали одинаково. И самое главное, чтобы пациенты слушались рекомендаций врача и выполняли их. Вот в этом и суть проекта – как заставить, как внедрить и как проконтролировать. За три года мы добились огромных успехов. Ни в одной области России нет такого контроля давления. Конечно, результаты мы увидим чуть позже, но уже сегодня мы говорим о том, что есть реальное снижение абсолютных чисел количества инсультов и инфарктов.

– Многие обращаются в скорую помощь с жалобами на повышенное давление?

Сергей Ерегин: – На самом деле это не совсем так, повышенное артериальное давление не требует обращения в скорую медицинскую помощь. Обращения требуют, как правило, кризы, тяжелые состояния. Пациенты с артериальной гипертонией, как правило, наблюдаются в лечебных учреждениях по месту жительства, где их ведут либо участковые терапевты, либо специалисты-кардиологи. Поэтому основная масса гипертоников находится под диспансерным наблюдением. Всем пациентам подбирается лекарственная терапия, большинство пациентов лечится от артериальной гипертонии. Сейчас по проекту ведется реестр больных с артериальной гипертонией и регистрируется конкретный процент пациентов, у которых получается нормализовать цифры артериального давления. На конец года он составлял 47%. Это много в отличие от той цифры, которая была в начале проекта (начало 2012 года) – 17%. Это большое достижение. А процент снижения инсультов и инфарктов напрямую связан с нормализацией артериального давления. Чем больше людей будет иметь нормальное давление, тем меньше будет инсультов и инфарктов.

– Справедливо ли заявление, что гипертония молодеет?

С. Е.: – Справедливо. Действительно, уже среди 15–17-летних подростков такие пациенты встречаются все чаще и чаще. Но могу сказать, что в целом это количество по области достигает чуть более 60 человек. Все же гораздо больше лиц среднего и пожилого возраста страдают гипертонией.

– Ждут ли нас в ближайшее время какие-то новшества в рамках борьбы с гипертонией или профилактикой этого заболевания?

М. М.: – В профилактике новшеств быть не может. Если человек контролирует свое давление, следит за здоровьем, посещает врача, проходит всеобщую диспансеризацию – это и есть профилактика. Главное, вовремя выявить артериальную гипертензию, чтобы в дальнейшем она не перешла в серьезное заболевание и не повлекла за собой осложнений.

С. Е.: – Существует два вида профилактики: первичная и вторичная. Первичная профилактика – это предотвращение заболевания. Чтобы гипертонии не было, надо убрать те факторы риска, которые способствуют ее развитию. Модифицированные факторы (избыточная масса тела, малоподвижный образ жизни, злоупотребление солью и так далее) и немодифицированные (возраст и наследственность). Если воздействовать на модифицированные факторы, то гипертонию можно предупредить. Но есть вещи, которые предупредить невозможно – если родители гипертоники, шансы, что у ребенка будет гипертония – 75%. А вторичная профилактика – это когда заболевание уже имеется и здесь уже все зависит то того, как его контролировать. Считается, что нормализация давления приводит к 30–40% снижению риска развития инсульта.

– Сейчас много говорится о модернизации терапевтической службы. В чем она заключается?

М. М.: – В нашем понимании, как главных специалистов, модернизация – это, конечно, не ремонты и не оборудование. Это «перестройка головного мозга» врача. Как правильно лечить с позиции доказательной медицины. А модернизация уже в плане системных процессов – это вопрос к руководству здравоохранения.

– В 2012 году правительство заявляло о переподготовке врачей. Она проводится? Каковы результаты?

М. М.: – Система работает уже несколько лет, еженедельно проходят образовательные, информационные семинары. Все что появляется нового – мы каждую среду всем терапевтам области докладываем. Эта еженедельная образовательная программа способствовала успеху, внедрению протокола, чтобы все работали одинаково.

– Помимо техники ведения больных, не менее важны вопросы взаимодействия врача с пациентом. Как вы оцениваете состояние этой области?

С. Е.: – Если мы откроем официальные документы по ведению пациентов с артериальной гипертонией, то увидим, что этому вопросу посвящен небольшой раздел. На самом деле, взаимоотношения врача и пациента очень важны. Приверженность терапии, то как гипертоник будет лечиться, какие препараты принимать во многом зависит от того, как врач объяснит ему необходимость данных действий. Если врач объяснит доступно, квалифицированно, убедит человека, то приверженность к лечению будет гораздо выше. Доверительные отношения очень важны. Но здесь уже все зависит от врача, это настоящее искусство.

Фото: Видео Юлии КУЗНЕЦОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем