Все новости
Все новости

За какое время остынет труп? Школьники получили необычное задание на уроке биологии

Задачкой поделился отец одного из учеников

На уроке биологии ученики рассчитывали температуру остывающего тела

На уроке биологии ученики рассчитывали температуру остывающего тела

Поделиться

О необычном задании, которое получил восьмиклассник из Тобольска, рассказал его отец. Он разместил фотографию примера в соцсетях. Задача была предложена ученикам средней школы № 5 для решения в качестве домашнего задания по биологии. Восьмиклассники изучают тему «Терморегуляции организма». Условия звучат следующим образом:

— В 20:00 вечера был обнаружен труп убитого мужчины. На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно, что тело отдает тепло 1,5 °C в час?

Как пояснила директор школы Светлана Терентьева, такой пример действительно был задан восьмиклассникам по биологии. В силу недавних трагических случаев в Тюменской области, где после падения с высоты погибли несколько подростков, условия задачи смутили и самого директора. Задачку учитель биологии взяла из учебника по криминалистике. По словам руководителя учреждения, педагог предварительно проконсультировалась с практикующим психологом и получила ответ, что психологической нагрузки для 15-летних подростков эта задача не несет, потому что в этом возрасте у подростков сформировано понимание смерти и ее необратимости.

— Задача эта — профориентационного характера, по криминалистике. Она развивает несколько направлений — это научная, математическая и функциональная грамотность. Конкретно функциональная грамотность — это способность человека использовать знания для решения жизненных задач. Задания на функциональную грамотность применяются в каждом предмете во всех российских школах. Также всего было предложено три примера на выбор, но я считаю, что этот дети будут решать с большим интересом, потому что он вызывает познавательный интерес, — отметила директор Тобольской средней общеобразовательной школы № 5 Светлана Терентьева.

Как рассказала руководитель учреждения, многим подросткам такая задача понравилась. Некоторые подошли к решению настолько скрупулезно, что вычислили время вплоть до минуты.

С директором школы не согласны в департаменте образования Тюменской области.

— Я уверяю, что в курсе «Терморегуляция тела» по биологии есть другие примеры, задачи прикладного назначения и функциональной грамотности. Они не менее успешно помогают усваивать материал. Поэтому это сегодня недопустимо. С педагогом будет проведена работа, в том числе на предмет его права как учителя использовать те или иные дополнительные материалы к основной образовательной программе. Вопрос будет рассмотрен на уровне педагогического совета школы, — объяснил официальную позицию руководитель департамента Алексей Райдер.

Тем временем домашнее задание по биологии высмеял Иван Ургант в своем шоу:

— Школьникам дали задачу о скорости остывания трупа. Возмутительно! А с другой стороны, как детям учиться жизни? Решаешь задачи — и сразу понимаешь, как жить. Например: «Отец взял микрозаём под 140% годовых и перестал отдавать через месяц. Вопрос: через сколько коллекторы напишут на дверях: "Верни долг, мразь"?» Это же жизнь! Или задача: «Длина стола на переговорах — 64 метра. Через какое время собеседник услышит слово Bonjour?»

«Проблема не в обращении к теме смерти, а в подаче»

Кандидат философских наук, специалист по биоэтике Елена Брызгалина разделяет сомнения родителей.

Елена Брызгалина, кандидат философских наук, доцент, специалист по биоэтике, философским проблемам биологии и медицины, истории биологии и медицины, методологии науки.

— В образовании очень важен вопрос о целеполагании. Какой педагогический смысл в учебных действиях при решении этой задачи? При предложенной формулировке биологические знания уходят на второй план, а цель — нахождение алиби — выглядит как установка на уход от наказания. Язык — очень тонкая вещь, недопустима, по моему мнению, сама постановка вопроса в задаче: «На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно…».

Вполне можно была задать вопрос иначе: например, «как криминалистам определить время смерти человека?» Да, это более рутинно, но не перегревает обостренный и без того в этом возрасте интерес к сфере неизвестного, «страны, откуда ни один не возвращался».

А если установка педагога при такой задаче — возбудить любопытство, то эта цель вполне достижима другими способами, без обращения к криминальной сфере. Если цель — закрепление биологических знаний, то сомнительно, что именно фигурирующие в задаче факты являются критически важными для школьников. Если цель — профориентация, то выбор специализации по криминалистике, а не в юриспруденции в целом — очень локальная сфера, чтобы предлагать подобную задачу всем.

Проблема не в обращении к самой теме смерти. Проблема — в подаче темы. Смерть и умирания — очень тонкие с культурной точки зрения материи. Да, сегодня молодой человек слышит и видит в СМИ о смерти много, но если еще и в системе образования лишать смерть экзистенциального смысла, сводить факт смерти к биологии или криминалу, то это путь цинизма, разрушения фундаментальных оснований бытия общества. Тем более в подростковом возрасте, когда некорректно, грубо представленная тема может спровоцировать те формы интереса к смерти, которые необратимы для «трудного возраста». И мне понятно волнение родителей.

Здесь вы можете прочитать, как судмедэксперт, криминалист и студент, получивший 100 баллов по ЕГЭ по математике, подробно разобрали это задание для восьмиклассников.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter