24 мая в Ярославле задержали главу департамента транспорта Ярославской области 35-летнюю Татьяну Черемных. Ее подозревают в том, что с февраля по май 2023 года она брала взятки от предпринимателей за покровительство. В это же время областной дептранс заключал многомиллиардные договоры с новыми перевозчиками на автобусных маршрутах города и Ярославского района.
Вместе с Татьяной Черемных задержали еще нескольких чиновников. Пока их имена не называются. Следствие полагает, что они брали деньги все вместе, речь идет об особо крупном размере (таким считается от миллиона рублей). В этот же день главу дептранса уволили.
По мнению депутата муниципалитета Анатолия Каширина, дело Черемных может быть связано с реформированием транспортной системы Ярославля: как автобусной, так и трамвайной. По этому поводу он еще в феврале отправлял депутатский запрос в антимонопольную службу. В нем он указал о том, что московская компания «Мовиста» может стать монополистом на рынке перевозок города, так как она зашла одновременно и в автобусное, и в трамвайное хозяйство.
— В декабре 2022 года правительство Ярославской области заключило концессионное соглашение с ООО «Мовиста регионы Ярославль», в рамках которого ярославские трамваи передаются обществу на 20 лет (генеральным директором компании является Александр Советников, учредителем — ООО «Мовиста регионы»). К 28 февраля новый перевозчик «Транспорт Ярославии» заключил три госконтракта на автобусные перевозки в городе на 2,9 млрд рублей на 7 лет. Последняя фирма зарегистрирована в Москве, ее учредителями на 10 января 2023 года являлись «Ярославское АТП» и ООО «Контроль Сервис». До 2023 года у нового перевозчика были другое название и учредители: компания называлась ООО «Мовиста Северо-Запад», а учредителями значились группа компаний «Мовиста» и Александр Советников. Он же, Советников, входит в совет директоров ООО «Датапакс», которое займется автоматизированной системой управления транспортом, а председателем совета директоров последней является Андрей Черемных (однофамилец нашего директора дептранса). Таким образом, ООО «Мовиста Регионы Ярославль» самостоятельно и через «Транспорт Ярославии» — опосредованно, может стать монополистом на рынке пассажирских перевозок в Ярославле, — приходит к выводу депутат муниципалитета Анатолий Каширин. Такого содержания письмо он направил в УФАС по Ярославской области.
Как уточнил депутат, рассмотрение его обращения постоянно откладывалось.
— Они [УФАС России по Ярославской области] мне каждый месяц переносили рассмотрение. Может быть, с подачи УФАС и начали это дело, — предполагает Каширин.
Транспортная реформа на сотню миллиардов рублей
Что происходило в транспортной сфере Ярославля в это время, когда Черемных и другие госслужащие, как предполагает следствие, брали взятки? 2023 год начался с двух крупных событий: подписание многомиллиардного договора трамвайной концессии и заключение десятков многолетних контрактов с автобусными перевозчиками. Остановимся на каждом пункте.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
27 декабря 2022 года правительство Ярославской области подписало многомиллиардный 20-летний договор трамвайной концессии с компанией «Мовиста Регионы». С февраля 2023 года планировали начать работы по модернизации трамвайной инфраструктуры. С первого квартала 2023 года по второй квартал 2025 года было запланировано строительство 45,3 км трамвайных путей, восьми тяговых подстанций, трамвайного депо, двух путепроводов. Москвичи также должны купить 47 односекционных низкопольных трамваев. С учетом федерального гранта общая стоимость проекта — около 54 млрд рублей.
23 января 2023 года в Ярославле начали искать новых перевозчиков на автобусные маршруты. 24 января на встрече с редакторами региональных СМИ губернатор Ярославской области Михаил Евраев анонсировал полную замену автобусов в Ярославле и Ярославском районе за два месяца — апрель и май. Контракты с новыми перевозчиками заключали на 7 лет. Заявки от перевозчиков принимали по разным лотам до 8–9 февраля. А подведение итогов закупок прошло 10–13 февраля. За восемь лет на эти контракты из бюджета потратят около 55 млрд рублей.
Одна компания — и на трамваях, и на автобусах
Третье важнейшее событие вокруг ярославского транспорта — ликвидация городского ПАТП-1. Весь 2022 год у предприятия были проблемы: арест счетов, долги. Летом 2022-го 76.RU поднимал вопрос: как городское предприятие будет участвовать в конкурсе на новые контракты (о которых мы писали выше), если подвижной состав ПАТП не соответствует требованиям? Власти уходили от ответа.
Спустя полгода, в феврале 2023 года, Татьяна Черемных заявила официально: ПАТП не будет участвовать в автобусных перевозках пассажиров в Ярославле. Позже ПАТП развалили, сотрудников перевели в новое транспортное предприятие. А базу ПАТП-1 (обустроенную территорию на Московском проспекте с гаражами, офисами и инфраструктурой) передали в пользование предприятию «Транспорт Ярославии».
«Транспорт Ярославии» зашел в Ярославль аккурат перед розыгрышем контрактов на перевозки. И выиграл конкурсы на 46 маршрутов (в основном те, которые обслуживало ПАТП-1): № 5а, 5б, 8, 9, 10, 14, 15, 26, 30, 32п, 41а, 41б, 41п, 42, 42п, 49, 53, 56, 66, 68, 78п, 85, 01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099, 101, 104, 106, 118, 124, 135, 148, 153, 154, 154к, 178.
За семь лет компания получит почти 28 миллиардов рублей.
Несмотря на то что фирма презентовалась как ярославская, ее учредителями на 51% является АО «Ярославское автотранспортное предприятие» (Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области) и на 49% ООО «Контроль-сервис», зарегистрированное в подмосковном Красногорске.
Факт: конечным владельцем ООО «Контроль-сервис» и «Транспорт Ярославии», соответственно, является московская «Группа Мовиста» и ее же основатель Александр Советников.
Гендиректор «Мовисты» Александр Советников раньше возглавлял предприятие «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанное с госкорпорацией «Ростех». Именно эта компания внедрила систему взимания платы с большегрузов «Платон». В 2015–2018 годах против нее бастовали дальнобойщики со всей России. Водители требовали отменить любой сбор с грузовиков.
На предприятии «Транспорт Ярославии» сообщили, что к ним пока никто не приходил и комментарии на этот счет лучше получать у следователей.
Что такое «Мовиста»
Московская компания стала единственной, кто заявился на конкурс по обновлению трамвайного хозяйства в Ярославле. Для этого в апреле 2022 года было создано дочернее ООО «Мовиста Ярославль».
Группа коммерческих компаний «Мовиста» занимается пассажирским транспортом по всей России. У нее есть более 10 дочерних компаний в разных городах. Причем все они новые — созданы не раньше 2020 года. Директор всех компаний — Александр Советников. «Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь и Липецк. Еще один проект, связанный с группой компаний, — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области. Кстати, Пышма — это единственный реализованный проект концессионеров, трамвай открывал лично гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.
По данным портала 59.RU, конечными получателями прибыли группы компаний «Мовиста» ряд СМИ называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг», соучредителями которого они выступили при основании компании. Прежде Андрей Бокарев занимал должность президента и председателя совета директоров «Трансмашхолдинга».
В августе 2022 года Контрольно-счетная палата Красноярска изучила проект соглашения мэрии с компанией «Мовиста Регионы». Выяснилось, что первая редакция проекта выглядит очень странно: почти все расходы на себя берет бюджет города, основные обязанности по содержанию транспортной сети тоже ложатся на администрацию. Фирма «Мовиста» хотела взять заём на 24 млрд рублей, который также должны были возвращать из городского бюджета. Но депутаты горсовета не приняли этот проект на комиссии по бюджету. Счетная палата тоже раскритиковала его, сообщал портал NGS24.RU.
Помимо Красноярска, скандал гремел в Курске. Там компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на замену трамвайных путей, ремонт подстанций, покупку новых вагонов и зарядных станций. Примерно такие же планы у компании были на трамвайную сеть в Липецке. Правда, в Липецке на фирму посыпалась критика из-за первоначального варианта проекта. И его пришлось переделывать.
«По сути, "Мовиста" хочет выступить посредником, который осваивает кредитные средства. А расходы несет бюджет»
В середине октября 2022 года сорвалась подобная концессия в Южно-Сахалинске. В сентябре администрация Южно-Сахалинска приняла предложение ООО «Мовиста регионы Южно-Сахалинск». Организация в конце хотела по концессии привезти электробусы в областной центр. По сообщениям портала «Сах.ком», «между компанией и местными чиновниками было достигнуто понимание».
Однако месяц спустя администрация поменяла свое решение. 14 октября администрация Южно-Сахалинска выпустила постановление за подписью и. о. мэра Андрея Ковальчука, которое отменяет решение о возможности заключить концессионное соглашение.
Сколько Ярославская область потратит на это сотрудничество
Несмотря на то что по идее концессии вкладывается в обновление трамвайного хозяйства частник, платить за это Ярославской области всё же придется. Общая цена идеи — 24,059 млрд рублей. Таких денег одномоментно нет ни у частника, ни у региона, ни в федеральном бюджете. Поэтому «Мовиста» берет кредит на 19 миллиардов рублей, еще чуть больше 5 млрд рублей региону выделяет федеральный бюджет. А дальше в течение 20 лет область выплачивает процент по кредиту и еще отдает «Мовисте» всю выручку с использования трамвайной сети (чиновники подсчитали, что это будет 24,5 млрд рублей за два десятилетия).
— Вероятно, предполагается, что регион будет получать сборы с пассажиров в рамках тарифа, которые должны перекрыть вложения в проект и стоимость эксплуатации. Но если окажется, что трафик будет меньше прогнозируемого, то регион концессионеру в любом случае покроет и эксплуатацию, и инвестиции. В подобном формате соглашений это стандартная история, — объяснила генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова.
Таким образом, при примерном подсчете за 20 лет общая стоимость всей затеи может вылиться в 54 млрд рублей.
В проекте соглашения было прописано также, что если что-то пойдет не так и проект будет сорван, его можно расторгнуть. При этом оплатив концессионеру фактически выполненные работы. А остальные заложенные по проекту миллиарды — вернуть.