RU76
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Ярославле

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

зап.

754мм 44%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Евгений Филиппов, ведущий аналитик TeleTRADE: «Выход проблемных стран из Евросоюза укрепит европейскую валюту, но это будет реальный шок»

Евгений Филиппов, ведущий аналитик TeleTRADE: «Выход проблемных стран из Евросоюза укрепит европейскую валюту, но это будет реальный шок»

Сентябрь оказался богат на события, влияющие на ход торгов на мировых биржах. Глава европейского Центробанка Марио Драги в очередной раз заверил общественность, что власти примут все необходимые меры для сохранения целостности еврозоны. Однако на днях в Греции вспыхнули массовые беспорядки, и ситуация в стране, которая балансирует на грани дефлолта, рискует вот-вот вырваться из-под контроля действующего правительства. Ситуация в Штатах также привлекает внимание: федрезерв объявил об очередном этапе «количественного смягчения», что на самом деле означает то, что американское правительство вновь готово включить печатный станок и выпустить новую партию хрустящих долларов. Темпы развития экономики Китая, которого уже привыкли воспринимать в качестве локомотива мировой экономики, снижаются на протяжении полутора лет, и власти страны констатируют, что пока не видят перелома тренда. Как эти события отразятся на курсах доллара и евро и в какой валюте стоит хранить сбережения, рассуждает ведущий аналитик TeleTRADE Евгений Филиппов.

– Евгений, летом и ведущие инвестиционные банки, и монетарные власти не скупились на апокалиптические прогнозы, предвещая новую волну кризиса и распад еврозоны. Какие угрозы сегодня действительно можно назвать реальными?

– Я весьма скептически отношусь к такого рода прогнозам: как известно, массовое сознание устроено таким образом, что манипулировать испуганными людьми гораздо проще. И кроме того, даже незначительные позитивные новости после таких вот пугающих прогнозов вопринимаются с распростертыми объятьями.

– Тем не менее информационный фон достаточно негативный: и нескончаемые разногласия в долговой эпопее в еврозоне, и спад темпов экономического роста в Китае, и застарелые проблемы с непомерным размером госдолга США... Словом, куда ни кинь, везде клин. Что ждать осенью?

– Давайте разбираться по порядку. Меня, наверное, можно считать «евро-медведем», я не слишком верю в целостность еврозоны. И в этом смысле я скорее на стороне США – не думаю, что в ближайшие десять лет появится реальная альтернатива доллару. Так или иначе, американцы справятся и с высоким госдолгом, и Китай в экономической борьбе одолеют.

Сейчас со всех сторон звучат утверждения о том, что новый Апокалипсис в мировой финансовой сфере будет вызван исключением Греции из Евросоюза и, как следствие, развалом еврозоны. Но нужно оценивать происходящее здраво. Перспективы выхода страны из еврозоны конечно есть. И не только Греции, но и ряда других стран. Буквально в июле американские экономисты – то ли шутки ради, то ли ради чистого любопытства – провели интересное исследование: подсчитали, для каких европейских стран выход из Евросоюза был бы благом. Проанализировав все важнейшие макроэкономические показатели, для каждой страны определили индекс: чем ниже значение, тем более необходим стране выход из еврозоны. Оказалось, что максимальное значение – восемь – набрала Германия, что, в принципе, очевидно. К великому удивлению, от пяти до пяти с половиной баллов набрали такие страны как Испания и Греция, а минимальный показатель – три балла – набрала Италия, о выходе которой из еврозоны пока и речи не идет.

– Насколько реален, на ваш взгляд, риск распада еврозоны?

– В свое время европейские страны крайне спешили объединиться под зонтиком единой европейской валюты, но механизм выхода из еврозоны так не был разработан. Об этом впервые заговорили еще полтора года назад, когда по Европе прокатилась первая волна страха, вызванная усугублением экономических проблем в Греции. И власти крупнейших европейских держав даже начали разрабатывать экстренный план по стабилизации экономики в случае выхода одной из стран из валютного блока. Но конкретные меры разработать так и не удалось.

– Как вы оцениваете эффективность мер по спасению Греции, которые сейчас предпринимаются европейскими монетарными властями?

– К сожалению, те деньги, которые Греция получает от «большой тройки» – Европейского центрального банка, Евросоюза и Международного валютного фонда – не поступают в развитие национальной экономики, а тут же перенаправляются на погашение текущих долгов. Это порочный круг. На национальном уровне вхождение в еврозону и появление единой европейской валюты было воспринято греками как национальное достояние. Но сегодня в стране разрастается мощный социальный конфликт. Полгода назад, когда экспертная комиссия приезжала в Афины с целью проверить, насколько успешно правительство страны следует программе по сокращению дефицита бюджета, за выходные профсоюзы вывели на улицы более половины на тот момент еще трудящегося населения. И митинговавшие четко дали понять, что если экспертная комиссия заявится еще раз, ее представителей арестуют, а парламент сожгут. В стране назревает недовольство, и это однозначно отражают последние парламентские выборы. Ведь до последнего дня перевес сил был минимальный, и риски того, что к власти придет радикально настроенная партия и финансовые соглашения с Европейским союзом будут разорваны, были крайне высоки. На этом фоне единая европейская валюта теряла позиции, причем с впечатляющей динамикой – существенные провалы без каких-либо попыток отыграть падение. Но ситуация стабилизировалась, было сформировано новое коалиционное правительство, и премьер-министр обратился к той же самой «большой тройке» с просьбой продлить сроки погашения долга, на что ему в резкой форме было указано, что эта возможность полностью исключена, ранее заключенные соглашения пересматриваться не будут, и грекам нужно предоставить подтверждение того, каким образом превительство намеревается уложиться в сокращение дефицита бюджета в объеме 11,5 млрд евро – это значительная сумма для Греции.

А безработица в стране – уже выше 20%. И если правительство решится на крайние, непопулярные меры – сократит минимальный размер заработной платы, отменит пособия и дотации, повысит налоги – это приведет к банкротству государственных и коммерческих предприятий, сокращению рабочих мест. Динамики к восстановлению экономики страны нет. Но нужно понимать, кто такие греки – национальную гордость представители этого народа отстаивали уже неоднократно. И правительство страны прекрасно понимает, что если сейчас продолжать жестко закручивать гайки, власть в одночасье лишится полномочий – начнется гражданская война, причем не обязательно развернутся боевые действия – грекам достаточно выйти на улицы с камнями и – вот, пожалуйста! – биржевые игроки завершат все остальное. Достаточно только искру дать и обозначить зону возгорания.

И хотя европейские лидеры не раз заявляли о том, что еврозона сохранит целостность при любом раскладе и Греции будет оказана необходимая финансовая поддержка, нужно понимать, что это лишь вербальные интервенции. Сегодня ни один из политиков не возьмет на себя смелость заявить: да, такой исход вероятен, и огромные суммы, которые были вкачаны в поддержку греческой экономики, заморожены» на длительный срок. Это тут же вызовет высокую турбулентность на рынке. Однако сегодня страны валютного блока так или иначе готовятся к возможности выхода Греции из еврозоны.

Сохранить целостность Евросоюза способны только решительные действия представителей власти – и не только со стороны Европейского Центробанка как основного регулятора, а единые коллегиальные решения политических лидеров. Лишь в этом случае у мировой общественности появится уверенность, что в валютном блоке есть единство мнений, определенный вектор развития – и у инвесторов проснется аппетит к риску, что приведет к росту основных биржевых индексов. Без кардинальных мер доходность по гособлигациям может скакнуть вновь до уровня выше 7%, что создаст повышенную дорлговую нагрузку на бюджеты тех стран, которые привлекают деньги и уже имеют значительный размер госдолга. Сработает эффект домино – не стоит забывать, что ситуация в экономике Португалии, Ирландии также также вызывает тревогу. Греция же останется потенциальной зоной риска еще на длительное время.

– Как быстро европейский долговой кризис может привести к выходу неблагополучных в экономическом отношении стран из Евросоюза?

– До Нового года сложившаяся ситуация вряд ли изменится. А в дальнейшем все будет зависить от того, как будет развиваться принципиальное противостоятение Европейского Центробанка и немецкого Budsesbank. Если до конца года компромисс так и не будет найден, это приведет к дальнейшему разрастанию споров и муссированию утверждения, что Греции необходимо выйти из Евросоюза. К слову, сегодня в самой стране происходит серьезный раскол – все больше людей думают: «А может, ну его, этот евро – вернемся к драхме?»

– Предположим, Греция выйдет из Европейского союза и вернется к своей национальной валюте. Чем это может обернуться для экономики страны и валютного блока?

– Драхма резко девальвируется, и весьма сильно, экономика страны переживет настоящее потрясение, но в долгосрочной перспективе это пойдет на пользу и Греции, и Евросоюзу. Ситуация на самом деле двоякая: с одной стороны, выход страны из евроблока – это утрата доверия к самой идее объединения – где гарантия, что завтра следом за Грецией не выйдет Португалия или Испания? К тому же это автоматически означает увеличение долговой нагрузки на банки, которые выкупали гособлигации выбывшей страны – а большая часть долговых бумаг сегодня находится на балансах французских и немецких банков. В любом случае ситуация не будет безболезненной. Невозврат долгов вызовет нестабильность в европейском банковском секторе, отток капитала из финансовых инструментов, номинированных в евро и самой единой европейской валюте.

Еще год назад всерьез обсуждалась идея, чтобы в европейском блоке остались только пять стран – Германия, Австрия, Нидерланды, Финляндия и Франция. И выход проблемных стран укрепит европейскую валюту в долгосрочной перспективе, но в первое время это будет, конечно, реальный шок европейского кризиса.

– Давайте обсудим также ситуацию в Китае, который беспокоит инвесторов замедлением темпов экономического роста...

– В последние два года Китай был локомотивом мировой экономики. Противостояние между Китаем и США постепенно нарастало, и как бы Китай не отмахивался от обоснованных или необоснованных высказываний со стороны Соединенных Штатов относительно курса китайского юаня, сегодня правительство страны четко обозначило генеральную линию партии – постепенно переключиться с экспортноориентированной экономики на стимулирование внутреннего потребления. И в этом смысле показательны цифры розничных продаж: рост заметен невооруженным взглядом, и это, безусловно, хорошо, поскольку означает повышение уровня жизни конкретных людей. Китай – это центр международной торговли, но выехав за пределы соверменных мегаполисов, можно оказаться в регионах с ужасающе низким уровнем жизни. Неудивительно, что наступил момент, когда правительство страны приняло решение инвестировать в развивающиеся инфраструктурные проекты.

Изменения в первую очередь почувствовала банковская отрасль – снизились базовые ставки, нормы резервирования средств. Естественно, ВВП Китая пока снижается – возник некий перекос: поступления от экспортных поставок сокращаются быстрее, чем растет внутреннее потребление. Шестой квартал подряд фиксируется снижение динамики роста ВВП – во втором квартале рост на уровне 7,6% – это минимальное значение с 2009 года. Но цифры, тем не менее, хорошие – это рост, просто меньший, чем годом ранее. Я не думаю, что стоит ждать жесткой просадки китайской экономики. Вряд ли Китай преподнесет какие-то разочаровывающие сюрпризы – это будет, скорее всего, медленное снижение без каких-либо катастрофических последствий. О кризисе в Китае пока говорить рановато, и в долгосрочной перспективе он поддержит мировую экономику – это основной мировой торговый партнер, и пока ни одна другая страна не способна занять эту нишу. И в ближайшие годы Китай стопроцентно будет чувствовать себя лучше, чем периферийные страны еврозоны.

Но все же статистика за третий квартал будет иметь ключевое значение. Рынки – толпа спекулянтов и крупных инвесторов, и, несмотря на все макроэкономические показатели и экономические законы, есть психологический аспект. И часто инвесторы принимают решение не фундаментально взвешенное, а обусловленное психологическим фоном. Если замедление темпов роста китайской экономики продолжится, а сейчас прогноз уже пересмотрен – по итогам третьего квартала рост ВВП Китая может замедлиться до 7,4%, то, как правило, следом произойдет падение всех классов рисковых активов – сырья, металлов, европейской валюты – и усиление валютных «убежищ» – курса американского доллара, японской йены, швейцарского франка. И, естественно, золото испытывает большую волатильность в это время.

– А стоит ли ждать сюрпризов от Соединенных Штатов?

– Не думаю, что в ближайшее время США окажутся в сводках новостей. Да, у страны высокий уровень госдолга. Да, уже напечатано слишком много долларов, и, возможно, печатный станок будет запущен еще не раз. Но вряд ли это может хоть в какой-то степени сдвинуть США с тех позиций, которые занимает страна сейчас. Хотя, как известно, когда экономический лидер теряет пальму первенства в силу разных причин, на его место тут же приходит новый. Да, в последние два года Китай вырвался в лидеры мировой экономики, но не стоит забывать, что расчеты за золото и за нефть пока идут в долларах. И перспектив появления единой мировой валюты в обозримом будущем не наблюдается. И как бы Международный валютный фонд не стремился снизить зависимость мировой экономики от американского доллара, пока это не представляется возможным. Пытались ввести единую европейскую валюту – и что получилось? Сейчас она находится под угрозой существования. Еще до финансового кризиса были предпосылки сделать единую расчетную валюту для стран БРИК. Но это процесс долгосрочный, не на пятилетку даже. И чтобы новая валюта действительно обрела вес, ее нужно отпустить в свободное плавание. С рублем это точно невозможно, а вопрос по китайскому юаню пока открытый.

– Так что потенциальный очаг риска – только еврозона?

– Пожалуй, что так. До конца года точно не стоит впадать в пессимизм, но руку на пульсе держать все же стоит. Политическо-экономический фон создает тревожную и нервозную обстановку: когда политики начинают решать экономические проблемы, все заканчивается плачевно. Особенно когда в их рядах нет единства. Развал еврозоны, по крайней мере, выход отдельных стран, вполне реален. Что остановит безумно растущую доходность по гособлигациям Италии и Испании? В Греции ситуация однозначно еще будет усугубляться – денег на все не хватит, и может наступить момент, когда европейские монетарные власти откажутся предоставлять очередной транш. Уже сейчас у немецкого электората есть масса вопросов: а есть ли смысл вкачивать огромные деньги в депрессивную экономику Греции? Очевидно, что греки не рассчитаются по долгам даже в ближайшие тридцать лет. В Греции уже сейчас закрыты многие предприятия, простаивает коммерческая недвижимость, и за последние два месяца отток из коммерческих банков был просто колоссальный. Население перепугано. Греческое правительство уже начало приватизацию крупнейших предприятий, но это все идет крайне вяло, так что извлечь реальные средства в бюджет страны пока не получается. И не стоит забывать про нарастающий социальный конфликт – партия власти боится утратить контроль над ситуацией: все нестабильно, напряжено и того и гляди рванет. Но, думаю, до Нового года дотянем... Во всяком случае, вербальные интервенции от Европейского Центробанка еще могут привести к краткосрочной стабилизации валютных курсов, но достаточно искры... И очередная волна паники низвергнет все.

– Как вы оцениваете последствия результатов сентябрьского заседания Европейского Центробанка и сообщения ФРС США о запуске QE3?

– Это, безусловно, важные события, действия ведущих Центробанков были ожидаемы – в частности, председатель ЕЦБ, господин Драги, еще летом на саммите ЕС сделал достаточно важное и яркое заявление о том, что регулятор готов пойти на выкуп бондов проблемных стран, дабы снизить их доходность, уровень которой в последнее время не на шутку беспокоит инвесторов. Мера важная и позитивная для рынков – как результат курс единой европейской валюты заметно укрепился. Однако оппозиция со стороны Германии все же периодически тормозит процесс, но вряд ли мы увидим фиаско программы выкупа активов – думаю, все же она возымеет эффект. Что же касается ФРС США, то стоит заметить, что для части трейдеров решение о запуске программы QE3 было сюрпризом, однако я не отношусь к их числу. Монетарные власти неоднократно в завуалированной форме давали понять, что запуск уже близко, кроме того, статистика с рынка труда не вселяла оптимизма. Задача федрезерва – снизить долгосрочные ипотечные ставки, а также создать новые рабочие места. Как известно, сектор недвижимости и рынок труда являются основными проблемными зонами в Штатах. Дополнительная ликвидность, которая пойдет в ипотечный сектор, в перспективе должна оказать позитивный эффект – в первую очередь, на компании, которые представлены в секторе потребительских товаров, строительстве и недвижимости.

– На какую валюту вы бы рекомендовали сегодня делать ставку?

– Сложно ответить однозначно. На мой взгляд, сейчас лучше преследовать среднесрочные спекулятивные цели, а это, скорее всего, приведет к выбору ряда инструментов, но я все же «евро-медведь», и в этом смысле доллар для меня наиболее интересен. Однако стоит отметить, что в случае глобального роста рынков стоит все же ставить на рисковые активы, а это и евро, и австралийский доллар, и в принципе весь класс сырьевых валют.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем