Город Кирилл Харчиков, главный врач детской больницы №1, зампредседателя ассоциации медицинских работников Ярославской области: «Нашим больницам нужен конфликт-менеджер»

Кирилл Харчиков, главный врач детской больницы №1, зампредседателя ассоциации медицинских работников Ярославской области: «Нашим больницам нужен конфликт-менеджер»

Почему сегодня мало здоровых детей? Стоит ли отказываться от прививок? Почему попасть на прием к врачу бывает непросто? Как снизить накал страстей между врачом и родителями маленького пациента? На эти вопросы ответил главный врач детской больницы №1, поликлиника которой вошла в топ-10 детских медучреждений страны.

10 процентов здоровых детей

– Кирилл Сергеевич, какие на сегодняшний день распространены детские заболевания?

– Наша больница оказывает стационарную помощь и амбулаторно-поликлиническую помощь. Обслуживает более 20 тысяч детей из Кировского и Ленинского районов. Если говорить о педиатрии, на первом месте – заболевания органов дыхания, ОРВИ. В этом году мы столкнулись с серьезным подъемом заболевания инфекциями верхних дыхательных путей и гриппом. Также у наших педиатров есть озабоченность по поводу заболеваний органов опорно-двигательного аппарата, связанных с нагрузкой в образовательных учреждениях. К сожалению, стали появляться дети, девочки 13–14 лет, страдающие анорексией. Сегодня мы наблюдаем рост заболеваний, связанных с аллергопатологией. Аллергопатология молодеет. Болеют дети даже грудного возраста.

– Существует мнение, что в России мало детей рождается здоровыми. Вы с этим согласны?

– Как ни странно, это связано с развитием медицины. Мы приблизились к европейским стандартам. Мы боремся за жизнь ребенка с критической массой тела в 500 граммов. Это правильно. Но в будущем такой малыш подвержен различным заболеваниям. Я бы не стал говорить, что в России рождаются больные, не приспособленные к жизни дети. Наверное, это все-таки общемировая тенденция, связанная с тем, что возможности медицины и диагностики с каждым годом становятся все шире. Сегодня первую группу здоровья имеют около 10 процентов наших детей. Это абсолютно здоровые ребята. Хроническую патологию к 17 годам имеют порядка 35% населения.

1 из 3

Госпошлина на жалобы

– Изменилось ли отношение современных родителей к врачам?

– На съезде национальной медицинской палаты в Смоленске известный детский врач Леонид Рошаль рассказал об итогах исследования национальной медицинской палаты. В мире зафиксирован рост жалоб на медицинские учреждения. Я связываю эту тенденцию с развитием гражданского общества, с информационной доступностью. В Интернете много информации о том, что если вам «что-то не дали», пишите жалобу в надзорный орган. Например, бабушка не может попасть на прием к врачу, она пишет обращения во все инстанции сразу. В итоге мы получаем бюрократическую волокиту, множество лишней нагрузки.

Существуют такое предложение: создать символическую госпошлину на обращения. Например, 10 рублей. Эта сумма не будет критичной, но человек будет прекрасно понимать, что он должен потратить время, сходить в банк, оплатить эту пошлину. Таким образом, он не просто бездумно отписал жалобы во все инстанции, но совершил дополнительные действия. Да, медицинская система несовершенна. Да, никто не застрахован от ошибок. Но должны быть какие-то рамки.

– Действительно, от пожилых людей мы часто слышим, что они не могут попасть к врачу. В чем, на ваш взгляд, кроется проблема?

– У нас нагрузка на врачей колоссальная. На мой взгляд, приказ Минздрава №1346 должен подлежать корректировке. Не обосновано количество осмотров, которые должны пройти здоровые дети. И здесь недостаточно материально-финансовой поддержки специалистов: многие врачи даже за деньги физически не могут принять всех пациентов. Нормативы нагрузок регламентированы еще 80-ми годами. И никак не соотносятся с современными приказами Минздрава.

1 из 3

– Какой выход вы видите?

– Все должно быть удобно и для пациентов, и для врачей. Если абстрагироваться и пофантазировать… В Москве есть центры, в которых люди проходят диспансеризацию. Это должно быть отдельное структурное подразделение. Узисты должны сидеть в ряд и потоком осматривать пациентов. Таким образом, снимется нагрузка с нас – с первичного звена. В итоге мы бы выделили больше явок. А сейчас… Врача может не быть на работе полгода: 40 дней отпуск, потом учеба… Раньше врачи должны были проходить обучение раз в пять лет, а планируется вообще – раз в год. Таким образом, эти специалисты выпадают из рабочего процесса. Плюс нехватка рабочих кадров. У нас был яркий пример с детским эндокринологом. Мы его заполучили из Ивановской области. У нас университет не аккредитован по данной специальности. Это вообще штучный экземпляр – детские эндокринологи.

Необходимо создать свои вакцины

– Сейчас многие родители стали отказываться от прививок. Как вы относитесь к этой тенденции?

– Если происходит массовый отказ от вакцинации, снижается общий иммунитет у населения и возвращаются инфекции, которые мы давно победили. Стали возвращаться коклюш, корь. В этом году мы столкнулись с серьезным подъемом заболевания гриппом. Была общая истерия по поводу наличия препаратов, масок. Хочется напомнить населению, что мы обеспечиваем вакциной всех желающих. Привиться можно до 1 декабря. Важно сформировать иммунитет населения от гриппа. Антипрививочный настрой, безусловно, существует. Особенно этой информации много в соцсетях. Я думаю, это влияние внешней политики. Кому выгодна здоровая нация, если у нас одна шестая суши и огромное количество природных ресурсов?

– Нет ли у нас проблем с поставкой импортных вакцин?

– Проблемы есть. Импортных вакцин хватает для детей с различными нарушениями. Бывают проблемы с поставками, когда вакцин нет на складе, даже в стране. Импортные вакцины более очищенные, к ним предъявляются более строгие требования, чем к нашим. Сейчас много говорится об импортозамещении. Будем надеяться, что и у нас появятся хорошие вакцины. Положительный опыт есть. Например, я уверен, что можно прививаться отечественным препаратом «Гриппол». Создание наших качественных вакцин – вопрос стратегической безопасности. Вот куда надо тратить деньги!

– Помимо отказа от вакцинации, какие родительские мифы вы бы хотели развенчать?

– Я бы настоятельно рекомендовал не заниматься самодиагностикой по Интернету. Заболевание ребенка должен определять педиатр. Нужно доверять вопрос компетентному специалисту. Если есть сомнения в компетенции конкретного доктора, этот вопрос нужно решать с заведующим отделением.

1 из 3

«Островок социализма»

– На ваш взгляд, насколько адаптированы к современным условиям ярославские больницы?

– Нельзя назвать ни одной экономики в мире, которая бы позволила удовлетворить все потребности здравоохранения. Это колоссальные денежные средства, это социальные гарантии, возможности новых исследований. В нашей больнице недавно был проведен капремонт. Сейчас мы закупаем дезкамеру – это обработка матрасов, вопрос внутренней безопасности. Несмотря на это, материально-техническая база оставляет желать лучшего.

– Поликлиника вашей детской больницы №1 вошла в топ-10 лучших российских учреждений педиатрии по версии Минздрава РФ. Какие критерии оценки использовались? В чем сильные стороны нашей поликлиники?

– Критериев оценки было больше 20. Наша больница живет по негласным канонам социализма. Мы стараемся оказать помощь максимально бесплатно. Думаю, нам помогли хорошее отношение к пациентам, открытость. У нас официальные страницы в соцсетях. Я бы назвал нашу больницу островком социализма.

– Кирилл Сергеевич, дайте, пожалуйста, рекомендации для родителей: как найти подход к больному ребенку?

– Очень многое зависит от внутреннего климата в семье. Если ребенок болеет, к нему начинаешь относиться с особой нежностью. Но я бы предостерег родителей. Нельзя становиться максимально субъективным, когда ребенок болеет. На фоне такого отношения возникают конфликты между врачами и родителями.

1 из 3

– В стационаре вашей больницы лежат и дети-сироты. Кто их жалеет, кто за ними следит?

– У нас выделена ставка младшего медицинского персонала. Дети без родителей – такие же дети. Многие из них с органическим поражением центральной нервной системы. Наблюдать за ними – это очень сложная работа, с которой справится не каждый человек. Признаться, не все даже смогут зайти в их палату – слезы наворачиваются. Наши сотрудники относятся к этим детям как к своим родным, держат их на руках. Те, кто плохо относится к такой работе, к детям, долго не задерживаются. Наши сотрудники работают более 40 лет. И они не черствеют, нет. Просто у них огромная любовь к детям и желание им помочь. Мы стараемся помогать ребятам. Проводим елки, устраивать детям праздник нам помогают благотворительные организации.

Внутри больницы есть храм – святого мученика Пантелеимона. Здесь мы проводим рождественские праздники, Пасху. Делаем обходы с песнопениями и вручениями подарков. Это своеобразная психологическая помощь для детей. По версии всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

– В последнее время мы слышим о громких конфликтах между медицинскими сотрудниками и пациентами. Есть ли способ их избежать?

– Мы озабочены престижностью профессии. Часто встречаем заголовки в СМИ: «Убийцы в белых халатах». Я выступаю за создание кодекса чести журналиста в плане подачи информации, связанной со здравоохранением. Посмотрите, что делается: бьют врачей, убивают на месте. Естественно, врачи начинают отвечать. Доколе можно оскорблять, доколе можно унижать? Как можно открывать дверь в кабинет врача с ноги? Естественно, конфронтация есть. Журналистам надо постараться снизить градус напряжения – давать объективную оценку.

Что мы, врачи, делаем в этой ситуации сейчас? Нашей больнице подарил рояль талантливый музыкант, победитель в различных номинациях по игре на фортепиано Алексей Таланов. Рояль мы поставили в актовом зале больницы, здесь очень хорошая акустика. В больнице мы провели несколько творческих вечеров для врачей. Маэстро не просто играл, он проводил уроки музыковедения, рассказывал о Шопене. Мы бы хотели напомнить нашим врачам, что, в первую очередь, они – интеллигенция. И как бы грубо с ними ни разговаривали, нужно быть на ступеньку выше.

В Европе есть конфликт-менеджеры в больницах, которые снимают накал страстей. Я бы хотел, чтобы эта должность появилась и в российских учреждениях здравоохранения. Ведь чем сильнее кризис, тем больше люди проявляют негатива. Ругаются. И зачастую ругаются там, где ответить им не могут.

Я хочу всем пожелать здоровья, материального благополучия, чтобы одинаково на положительный исход были настроены и маленький пациент, и родитель, и врач.

Фото: Фото из архива детской больницы №1
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления