Проезд в российском общественном транспорте дорожает неуклонно и ежегодно. А в Ярославле, например, даже дважды в год. Вот и теперь горожанам преподнесли новогодний подарок – проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах с 1 января 2017 года вновь приравняют к цене маршруток. Все будут ездить за 23 рубля.
Изношенный автопарк и дорогое обслуживание автобусов, более высокая реальная себестоимость проезда... Такие причины называют городские власти. Однако общественный транспорт может и должен быть дешевым. 76.ru узнал, почему этого не происходит в Ярославле.
Правительство России: проезд должен дешеветь
К 2020 году треть парка общественного транспорта в Ярославле и других городах страны должна перейти на использование газомоторного топлива. Это обозначено в постановлении Правительства России – использование природного газа даст огромную экономию в себестоимости проезда. А значит, и цена билета на автобусы не будет дорожать. А возможно даже, по мнению федеральных чиновников, и подешевеет.
Мы решили выяснить, а как обстоят дела в Ярославле с переходом на дешевое топливо? Увы, на сегодняшний день на городских маршрутах нет ни одного автобуса на газомоторном топливе. Так что же получается, чиновники мэрии игнорируют постановление Правительства?
«На дворе только 2016 год. А если отменят постановление, что делать будем? – скромничает о достижениях начальник управления по транспорту ДГХ мэрии Ярославля Андрей Косарев. – Поверьте, практика бывает разная. Поэтому пока мы только нарабатываем материал», – уклончиво отвечает чиновник о возможности сделать расходы на транспорт в Ярославле меньше.
Кстати, Ярославская область в свое время решила осваивает проект производства двигателей на газомоторном топливе с конца мая 2013 года. Еще бывший губернатор Сергей Ястребов заявлял о пилотной программе запуска 100 автобусов на газе по Ярославской области. А по соглашению с «Роснефтью» на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2013 году в регионе должны установить на АЗС специальные модули для заправки газом. Но воз и ныне там. Нет у нас ни губернатора Ястребова, ни автобусов на голубом топливе.
Ожидание против реальности
Но пока журналисты пытаются разобраться, почему же городские власти не торопятся вводить газ вместо дизеля и экономить до 40 процентов на стоимости топлива, автоперевозчики находят все новые причины для подорожания проезда. Мы говорим о таком «высокотехнологичном» достижении цивилизации, как газомоторное топливо вместо дизеля, а наши оппоненты вторят – Ярославлю нужны новые автобусы. А настоящая цена билета в 20 рублей даже не покрывает затраты на проезд – обслуживание транспорта, бензин, зарплату водителям и кондукторам.
«На сегодняшний день стоимость проезда, чтобы окупить все затраты, должна составлять около 30 рублей, – поясняет директор акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» Эдуард Гаврилов. – В нашем автопарке около 70 машин, которые старше десяти лет, тогда как срок службы автобуса пять лет. Качество перевозок оценивают пассажиры, и все видят, на чем их возят. Необходимо также учитывать что более половины пассажиров – льготники. И мы хоть и получаем компенсацию от правительства области за их перевозку, но денег все равно не хватает».
Здесь получается, что чиновники и автоперевозчики встали на одну сторону: стоимость проезда надо повышать, а все пассажиры встали на другую – а может, вы затраты уменьшите?
Как у других
Повышение цены проезда «дважды в год» – это не только ярославская проблема. Она коснулось нескольких регионов страны. Об этом заявили власти Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Омска, Иваново, Липецка, Брянска, Воронежа и Курска.
Но стоит заметить, что таких цен, как в столице Золотого кольца, нет даже в некоторых городах-миллионниках! А в том же Воронеже проезд и вовсе 15 рублей. У них что – цена на дизель другая? Зарплата кондуктора меньше? Компенсации из бюджета больше? Или все-таки в первую очередь транспортники ищут возможность для начала урезать свои расходы, а потом уже повышать доходы?
Здесь стоит заметить, что, в отличие от наших городских властей, в других регионах программу по газомоторному топливу не, что называется, «загибают», а наоборот развивают. Так, например в той же Туле еще в 2014 году запустили муниципальные автобусы на газе: и недовольных нет!
Приводим несколько цитат из репортажа наших коллег: «По словам профессора кафедры аэрологии и окружающей среды ТулГУ Аркадия Симанкина, "…в выхлопах автомобилей, работающих на газе, содержится меньше серы и свинца". Чтобы понять разницу работы автобуса на дизельном топливе и на метане, проведем небольшой, но рискованный эксперимент. Встанем рядом с выхлопной трубой экологичного автобуса: дыма нет и запаха тоже. А вот к обычному автобусу и подходить не хочется. Выхлопные газы чувствуются на расстоянии».
Для пробы туляки сначала закупили шесть автобусов, теперь в рейс выходят уже 56! Для предприятия, помимо экологического, важен и фактор экономии. При стоимости каждого автобуса под миллион расходы на топливо сокращаются почти втрое.
«Мы уже ощутили реальную экономию по сравнению с дизельным транспортом», – говорит директор МУП «Тулгорэлектротранс» Геннадий Мельников.
Не менее важна и комфортность современных автобусов, их оснащенность для маломобильных пассажиров. Пока автопарк «Тулагорэлектротранса» обновлен на четверть. В ближайшее время есть намерение приобрести еще столько же газомоторных автобусов. Впрочем, есть и проблемы. Так, в городе всего на трех заправках можно заправиться метаном.
Здесь хочется точку в материале и поставить. Дорогие наши подниматели цен на проезд, давайте для начала найдем способы экономии. Залезть в карман горожанина – ума много не надо, а вот выполнить свою работу качественно, например, исполнить поручение Правительства России – это уже не просто. Но ведь эта ваша работа – за это мы и платим вам зарплату.
Москва: автобус, троллейбус, трамвай – 31 рубль; маршрутки 25-35 рублей; метро – 50 рублей (планируется повышение).
Екатеринбург: весь транспорт – 26 рублей (часть автобусов на ГМТ).
Новосибирск: трамваи, троллейбусы – 18 рублей, автобусы – 19 рублей, маршрутки – 25 рублей (часть автобусов на ГМТ).
Омск: городской транспорт – 22 рубля (планируется 27 рублей).
Воронеж: весь транспорт – 15 рублей (планируется 18 рублей).
Вологда: весь транспорт – 25 рублей.
Кострома: весь транспорт – 17 рублей.
Астрахань: маршрутки – 15 рублей (планируется 18 рублей).
Тула: автобус, троллейбус, трамвай – 20 рублей.