Четвертый день в Ярославской области жители Ростова Великого продолжают замерзать без отопления и горячей воды, пытаясь согреться от газовых плит, обкладываясь электрообогревателями и кутаясь в одеялах. Мы посмотрели, что творится в городе после крупной коммунальной аварии на котельной, когда прорвало теплосети и остыли батареи в домах тысяч жителей.
Рвет повсюду
— Я пошла на улицу, думаю: «Всё, пойду погреюсь немножко», — удивила спускающаяся по лестнице жительница одного оставшихся без тепла домов. — Дома холодно. У меня термометра нет, но градусов 10–12. У меня на кухне включена плита, в маленькой комнате — обогреватель, а в большую было страшно заходить, потому что квартира угловая. Спала я сегодня в спортивном баффе. Натянула его на голову и в нем спала.
Из-под земли здесь уже перестали бить горячие гейзеры из трухлявых труб, но кругом всё перекопано, и из всех щелей валит пар. Мимо ходят пешеходы, ездят автомобили, а вот рабочих на местах «раскопок» мы не встретили.
Пар здесь валит даже из окон домов. Потому что коммуникации рвет повсюду — не только на улице, но и под зданиями. Во многих подъездах всё в пару — от первого до последнего этажа. Соответственно, и обледенелые стены.
— Резко стало холодать в квартире 14 февраля с утра, когда уже вышло тепло после прорыва, — рассказал местный житель Илья Зимин. — Сам прорыв был 13-го числа. Было очень холодно — 10 градусов примерно, а, может, даже до 9 опускалось. Проблема ужасная, потому что у нас даже и в самом начале сезона рвет везде и кругом. Сначала тоже вот до этого большого прорыва, наверное, три прорыва было в районе. То есть одну яму раскопали, и в двух сторонах от нее тоже пошли прорывы. А потом уже рвануло здесь.
Три дня ледяного ада
Коммунальное ЧП в Ростове Великом Ярославской области произошло в субботу, 13 февраля. На местной 38-й котельной временно отключили электричество. Итогом этого стал гидроудар в сетях, из-за которого в нескольких местах прорвало трубы. Подача тепла в дома стала невозможна.
Пока квартиры еще не остыли, ростовские коммунальщики занимались устранением аварии. Но через несколько часов местные паблики в социальных сетях уже пестрили жалобами горожан, которые не скупились на выражения в адрес властей. Тут засуетились и чиновники. Начали направо и налево сыпать обещания, мол, скоро всё будет восстановлено. В воскресенье к раздаче обещаний подключился губернатор.
— Все работы должны быть завершены до 19:00, — публично заявил глава региона Дмитрий Миронов. — С причинами обязательно разберемся.
Но ни в 19, ни в 20 часов и даже на следующий день проблему окончательно решить не удалось. Чиновники сдвигали сроки и выдавали новые обещания. Даже присланные на помощь из Углича специалисты не помогли — износ сетей оказался слишком большой. Пока коммунальщики устраняли неполадки в одном месте, из строя выходило другое. И, кажется, что эту цепную реакцию на теплосетях уже не остановить — то же самое в Ростове происходит до сих пор.
— Уже рвет трубы и в другой части города, — сообщили жители 1-го микрорайона Ростова Великого. — Там тоже жилой сектор, а еще школа и два детских сада.
Жизнь — театр
Тем, кому жить в холоде уже совсем невмоготу, власти предложили временное пристанище на местном стадионе или в театре. Но желающих переночевать там не нашлось. Оно и понятно — в таких условиях жить не хочется.
— Пункт временного размещения на стадионе не соответствует чрезвычайной ситуации, произошедшей в Ростове Великом, его можно рассматривать на случай военных действий, взрыва, пожара и только как «перевалочный» пункт для дальнейшего перераспределения пострадавших, — рассказал побывавший там активист движения «Свободный Ярославль» Андрей Брой. — Во-первых, там холодно, а, во-вторых, чтобы там где-то прилечь, нужно прийти со своими подушкой и одеялом. В театре лучше, но это место тоже не назвать комфортным местом для ночлега.
Тепловой прорыв — финансовый провал
Главу Ростова Великого мы поймали в администрации. В этот момент Андрей Лось стоял у себя в приемной вместе со своим заместителем и о чем-то беседовал. Вид у него был бодрый. Мы с порога заявили, что пришли говорить о коммунальном ЧП.
— Не-не, это к Владимиру Вячеславовичу, — махнул в сторону своего заместителя Андрей Лось и ретировался в свой кабинет.
Отдуваться за всех ростовских чиновников пришлось заместителю Лося Владимиру Сухотину.
— Неужели летом нельзя было это всё как-то предвидеть, когда проводились работы? Ну вот летние обычные профилактические? — спросили мы у него.
— В рамках подготовки к отопительному сезону были проведены значительные замены ветхих участков сетей, — ответил чиновник. — Но так как эти тепловые сети эксплуатируются уже более 40 лет, и фактически их необходимо заменить полностью, то, исходя из финансовых средств, теплоснабжающая организация заменила только несколько сотен метров. На остальное, к сожалению, финансовых средств единовременно недостаточно. Поэтому в рамках инвестиционной программы теплоснабжающая компания «Малая комплексная энергетика» в этом году планирует заменить все тепловые сети на улице Спартаковской.
— А почему раньше-то, получается, не заменили: глава города плохо просил денег или губернатор не дал их?
— Нет, так говорить некорректно, потому что есть определенное законодательство, которое регламентирует собственникам сетей производить текущие ремонты, производить капитальные ремонт и, соответственно, замену тех сетей, которые уже находятся в аварийной ситуации.
Как законодательство регламентирует истерический прорыв сразу нескольких теплосетей, осталось непонятным. Ясно одно — нынешние чиновники аккуратно спихивают ответственность на предшественников.
— Это многолетняя проблема, о которой мне хорошо известно, последний капитальный ремонт был в 2003–2005 годах, — от имени губернатора написали в соцсетях на официальной страничке.
Сегодня же экстренно собрались чиновники областного правительства — решать, что делать дальше в целом, когда (если) удастся залатать трухлявые ростовские трубы.
— Износ коммунальной инфраструктуры в Ростовском районе высокий, в среднем по объектам теплоснабжения он составляет порядка 70%, — озвучил жуткие цифры заместитель председателя правительства области Виктор Неженец. — В связи с частой сменой эксплуатирующих организаций, связанной с банкротством предприятий, в последние годы шла только замена отдельных, наиболее изношенных участков.
Неженец говорит: замена километра тепловых сетей — это около 20 миллионов рублей. Все капитальные работы были внесены в инвестиционную программу. Ремонт и прокладку сетей выполнят летом, как и стояло в графике изначально.
— В настоящее время правительство области прорабатывает возможности включения в проект Минстроя других муниципальных образований, в том числе Ростовского района. Также ведется работа по передаче муниципальных объектов теплоснабжения по концессионному соглашению, — туманно обрисовали планы областные чиновники.
А пока — трубы латают вручную. И снова дают сроки — уж завтра-то должны закончить. А жители Ростова продолжают скидывать в социальные сети адреса домов, оставшихся без отопления.