24 февраля по указу президента России Владимира Путина началась военная спецоперация на территории Украины. За полгода с тех пор в Ярославль приехало несколько сотен беженцев из ЛДНР и Украины. Люди приезжали кто поодиночке, кто семьями, оставляя на родине дома, работу и друзей. Такая же участь постигла 36-летнюю Наталью Сахинди и ее семью. Им пришлось уехать из дома, а теперь они пытаются выстроить новую жизнь в новой для себя стране. О том, что пришлось пережить Наталье и ее семье, она откровенно рассказала порталу 76.RU.
Город — железнодорожный узел
До начала боевых действий семья, состоящая из Натальи, ее мужа и двоих дочерей, жила в городе Красный Лиман в Донецкой области. Это — важнейший транспортный узел, через который проходит до трети всего потока поездов Донбасса.
— Город наш — северные ворота Донбасса, а большой ж/д узел, железная дорога — градообразующее предприятие. Говорю и плачу, очень жалко людей, которые там остались. Сколько там всего разрушено и еще разрушается. Мы семьей с детьми приехали 14 мая на территорию России. Приехали своим ходом, поездом, к родственникам, которые нас звали еще в марте сюда, к себе. Но тогда мы думали, что наш город обойдут стороной, — рассказывает Наталья.
«Подвал стал зоной комфорта»
Решились на переезд Наталья и ее муж ради детей. Когда место, где они жили раньше, осталось практически без коммуникаций, выбирать между тем, уехать или остаться, не приходилось.
— У нас две девочки, 7 и 13 лет. Уехали из-за детей, не было света, воды, ощущения безопасности дальше 10 метров от входа в подвал. Страшно было в основном в «жаркие ночи», прямо по часам слышишь выстрел и через секунду разрыв. И так продолжается 10–15 минут, сердце сжимается, ждешь, куда упадет. Стреляли по квадратам, если по нам, то все 15 минут по нам, если в другой край города, тоже слышим направление, куда падает. Тишина же. Потом перерыв до следующего часа, и так в 1, 2, 3, 4 ночи. Самый первый раз, 21 апреля, обстреляли наш квадрат: дома, ж/д больницу. Стены дрожали. Земля дрожала от взрывов, когда выстрел — сотрясается воздух. Так мы за несколько дней начали разбираться в том, чем по нам стреляют, откуда и куда летит, и как далеко находятся. По принципу: 1 секунда = 1 километр. Утром делали военные гумкоридоры, где-то с 9 до 11 было более-менее тихо, можно выйти к мангалу, приготовить первое, второе и лепешек нажарить быстренько. Гуманитарную помощь привозили редко, но голодных не было. Люди готовились, запасались необходимым, сушили сухари, — вспоминает Наталья.
По словам женщины, у семьи не было перспектив в родном городе. Одна из ее дочерей болеет, а доставать нужные лекарства в сложившихся обстоятельствах было сложно. К тому же детям нужно образование.
— С мужем не увидели перспективы в плане работы для себя и в плане учебы и нормальной жизни для детей. У нас у младшего ребенка проблемы со здоровьем, нужны питание, лекарства, лечение. В нашем городе пока этого нет. Пишут, что и с лекарствами проблемы, особенно для тех, у кого щитовидка, диабет, — поясняет Наталья.
Самым сложным для семьи было пересечь границу. К тому же пришлось заставить себя бросить дом и всё нажитое.
— Сложно было решиться оторваться от зоны комфорта. За 1,5 месяца жизни в подвале он стал местом безопасности. И надо было быстро собрать вещи, так как город закрывали на фильтрацию, и уехать своим ходом. Дороги местами очень небезопасные, ямы глубокие, ехать нужно было медленно и аккуратно. По дороге до границы больше десятка блокпостов, везде нужно предоставить документы, объяснить, откуда, куда и зачем едем, затем проверка багажника. И так почти на каждом посту. Чувство безопасности появилось, когда отъехали на 80 километров от линии фронта.
Люди помогают одевать детей
У семьи быстро получилось освоиться в России. Сейчас Наталья живет у родственников в селе Туношна и планирует в будущем снимать жилье. Они с мужем подыскали работу.
— Освоились нормально, люди приветливые, многие смотрят новости и понимают нас, сочувствуют, помогают в инстанциях. Муж устраивается пекарем в местном кафе. Я по специальности инженер, устроилась в строительную компанию, — рассказывает Наталья. — Есть помощь от государства — 10 тысяч рублей на человека. Слышала, что рассматривают вопрос о выдаче детям-школьникам, нашим тоже, по 10 тысяч наравне с детьми — гражданами РФ. Это было бы хорошим подспорьем перед школой, ведь надо собрать двоих детей. Соседка из Туношны принесла с дочкой вещи для моей младшей девочки. Очень благодарны мы с мужем неравнодушным людям. Одеть с нуля в осень и зиму четырех человек финансово непросто. Помогают «Красный Крест», фонд милосердия, соцзащита в Красных Ткачах. Выдали хорошие гуманитарные вещевые: постельное, подушки, одеяла, полотенца и продуктовые наборы по приезде.
Наталье с мужем удалось пристроить дочерей в местную школу. Сейчас они готовятся к новому учебному году.
— В Туношне замечательная новая школа, я уже познакомилась с директором Светланой Евгеньевной, и даже она посодействовала в том, чтобы за время, оставшееся до учебного года, старший ребенок повторил школьную программу за 7 класс и освоил те предметы, которые не изучал на Украине. Младшая дочка учится читать по-русски, уже есть успехи. Дома, на Украине, разговаривала по-русски, а в школе всё на украинском, поэтому и возникли небольшие трудности, но теперь всё хорошо.
Семья планирует остаться жить в России. Им уже удалось получить свидетельство о временном убежище. Благодаря документу Наталья с мужем смогут полноценно работать и получать медпомощь.
— Мы планируем подавать документы на гражданство, я родилась в Башкирии, муж в Казахстане, жили на Украине. Если честно, влюбляюсь в Ярославль, город мне нравится, его величие, спокойствие, монументальность, добрые приветливые люди, архитектура, говор. За этот месяц, оформляя документы, объездили город вдоль, наметили себе много мест, куда хотим сходить, парки, музеи, памятники истории, цирк и зоопарк. Всё посетим, нужно время. Муж уже состыковался с людьми по своему увлечению — спортивному ориентированию. Хочет заявиться на август на соревнования. Дома у нас были грибные места, но после всего останутся ли леса и грибницы? Думаю, что-то останется, но ходить в лес еще долго будет опасно. Большие территории, а саперы — штучно, у них очень много работы из-за больших площадей, которые необходимо разминировать. К слову, в питомник в Красном Лимане завезли саженцы из моей исторической родины, Башкирии, чтобы высадить новый лес. Только когда он вырастет... Для этого нужно время, как и для восстановления всех служб, структур и подразделений нашего любимого курортного городка.
Главное, чего я не хочу, это слышать и видеть летающие ракеты над головами моих детей, слышать звуки разрывающихся снарядов. Бояться выпустить ребенка из подвала, чтобы он поднялся к себе на этаж и прилег хоть ненадолго в свою кровать.
«Не хочу видеть страх и пустоту в глазах людей, которые бросили свои дома и поехали кто куда. Цель — дать детям радостное детство»
Нужны вещи для девочек
Сейчас Наталье требуется помощь с мебелью и техникой для детей. Чтобы на первое время обустроиться в съемной квартире.
— Детям хоть б/у компьютер или ноутбук для учебы. Одежду люди отдают, младшую практически одели, а вот штанов теплых нет на рост 140–146. Из мебели детям софу или кровать, можно тоже б/у в нормальном состоянии, — просит Наталья.
Если вы хотите помочь семье, вы можете позвонить женщине по этому номеру: +7 961 026-39-57.