Из-за военной спецоперации, которую начала Россия на территории Украины, в нашей стране отказались работать десятки мировых компаний. Например, многие известные магазины одежды остановили свою работу, из-за чего осиротели торговые центры. В Ярославле стоят закрытыми бутики Zara, H&M, Bershka, Monki, Stradivarius и другие. Одни шутят по этому поводу, другие расстраиваются, но и те и другие пишут в интернете, что возвращается эпоха вещевых рынков.
Мы сходили на Центральный рынок в Ярославле и посмотрели, что там сейчас продают и хлынул ли туда поток покупателей, которые раньше ходили в «Ауру».
С виду здесь ничего не изменилось за последние несколько (десятки?) лет: всё те же металлические ларьки, в которых продаются куртки, шапки, сумки, трусы и тапки. Не больше 15 рядов с одеждой обувью и аксессуарами. Есть даже центральная примерочная, где можно бесплатно и в тепле прикинуть на себя вещи. А можно и по старинке — на картонке.
Покупатели есть, но их совсем немного — в будний день между рядами едва можно встретить редкого гостя. Торговцы все как один говорят, что народ на рынок не идет. По крайней мере пока.
— Предприниматели в шоке, закупки стали дорогие, подорожало всё, — рассказали в администрации рынка. — Многие уже начали работать по интернету — выставляют там свои товары и привлекают этим потребителей. Но наплыва покупателей не видно.
Почти все закупаются в Москве на оптовом рынке в Люблино или в торговом комплексе «Садовод» у МКАДа.
— Раньше еще из Турции заказывали вещи, но с нынешним курсом доллара этого уже не сделать, — объяснили работники рынка.
В первый день, когда объявили санкции, многие ломанулись в Москву, но почти все приехали обратно пустые. Предприниматели говорят, что там цены сразу подняли, хотя продавали вещи из старых закупок.
Торговый комплекс «Садовод» по сути — бывший Черкизовский рынок. Там продают вещи из России, Белоруссии, Турции, Польши, Киргизии, Китая. «Но есть и контрафакт из подпольных мастерских», — поговаривают там покупатели. В основном, там продают одежду и обувь, но можно найти и фарфор, и технику, и многое другое. Всё это на огромной территории: 9,5 тысячи магазинов на 40 гектарах земли. Рынок в Люблино — это примерно то же самое, но чуть в меньших объемах.
— Ничего не изменилось: народу нет, покупателей нет, — признался предприниматель Владимир. — Цены на товар там изменились и здесь поднялись. Было тяжело, а будет, наверное, еще тяжелее, но пока это не ощущается. Всё как-то грустно очень.
На рынке уже появились весенние вещи. Мужскую куртку, например, здесь можно купить за 2 тысячи рублей, а женское пальто — за 4 тысячи.
— Но здесь еще можно поторговаться, — напоминают продавцы.
А потому ценников ни на что нет. Продавцы подходят и сами называют стоимость товара, предварительно окинув взглядом покупателя. Всё как раньше, кто ещё помнит.
Покупательская способность упала, и произошло это не сейчас. Торговцы говорят, что ситуация становится хуже и хуже с каждым годом. Но всё же есть у рынка и постоянные клиенты, которые ходят сюда годами.
— Мы часто на рынок ходим, — рассказали покупатели Алексей и Анастасия. — Периодически вещи и здесь смотрим, и в торговых центрах — по-разному. На рынке ассортимент больше, а по качеству — что-то лучше, а что-то хуже.
Пока не похоже на то, что Центральный рынок станет достойной альтернативой магазинам одежды и обуви из торговых центров. Но скоро здесь всё может измениться. Рынок планируют продать.
— Мы достигли потолка нашего развития без привлечения средств инвесторов — объяснил директор акционерного общества «Центр» Михаил Писарец. — В последние 1,5 года мы увеличили выделенную для рынка мощность электроэнергии до 300 кВт, оптимизировали схему его теплоснабжения, сократили протяженность сетей, провели ремонт теплоузла, наладили систему водоснабжения, полностью модернизировали охранно-пожарную сигнализацию, частично провели ремонт внутренних помещений. Сейчас стали понятны основные параметры для дальнейшего просчета затрат на модернизацию рынка.
Пока власти продали лишь часть имущества рынка. И то речь идет не о торговых площадях. Из-за чего разгорелся скандал, так как сделку заключили тайно, и в дело вмешалась прокуратура.
Напомним, долгое время Центральный рынок в Ярославле представлял собой классический вариант базара, сложившийся во многих городах России в 90-х годах. Многочисленные палатки, в которых продают одежду и обувь сомнительного происхождения, большой крытый полупустой торговый павильон. В последние несколько лет по всей стране активно начался процесс преображения таких рынков. Зачастую это происходит в результате их продажи. Как, например, это произошло с рынком Ленинского района в Ярославле.