Город мнение «Перекраивают город в закрытом формате»: колонка журналистки о псевдопубличных слушаниях в Ярославле

«Перекраивают город в закрытом формате»: колонка журналистки о псевдопубличных слушаниях в Ярославле

Полина Зайцева посмотрела, как власти протаскивают поправки в правила землепользования и застройки

Журналистку не хотели пускать на публичные слушания

В Ярославле 23 сентября состоялись публичные (почти) слушания по изменениям в правила землепользования и застройки города. Если коротко, суть мероприятия — открыто обсудить с жителями города изменения в назначении земель и в режиме голосования определить, нужны ли эти правки. Дескать, вот на этом клочке земли раньше была зеленая зона, а теперь будет квартал многоэтажек. Ну или наоборот. Что вы об этом думаете? Слушания проходили в администрации Кировского и Ленинского районов.

Корреспондента 76.RU Полину Зайцеву не хотели пускать на слушания, преграждали путь и игнорировали доводы о нарушении 144-й статьи Уголовного кодекса РФ и закона о СМИ. Публикуем авторскую колонку возмущенной журналистки.

УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) Статья 144
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Перед началом рассказа о своем путешествии на публичные слушания по изменениям в правилах землепользования и застройки Ярославля я хочу напомнить о другой истории. Весной этого года чиновники мэрии не пустили замредактора 76.RU Анну Ёлкину (тогда она еще не была главным редактором. — Прим. авт.) на заседание муниципалитета, где обсуждали скандал из-за изменений в Генплане города. Тогда один из депутатов обвинил мэра в конфликте интересов, а Владимир Волков в ответ заявил о намерении подать на него суд.

Изменения в Генплане города и изменения в правилах землепользования — взаимосвязанные вещи. И, видимо, для ярославских чиновников становится нормой обсуждать подобное в закрытом от посторонних глаз и ушей формате. Увы.

Власти не учатся на своих ошибках

Слушания должны были начаться в 17:00. В 16:15 у администрации Кировского и Ленинского районов уже стояла толпа людей. Они были явно недовольны. Рядом с толпой стояли два полицейских, в холле здания — еще двое.

— Они не пускают людей на слушания. В зал прошли уже 25 человек — работники администрации и мэрии. А обычным людям, конечно, мест не хватит, — переговаривались в толпе.

Опасения горожан, надо сказать, были не безосновательны. В декабре 2020 года их также просто не пустили в зал слушаний, забив его посторонними людьми, пришедшими до начала регистрации. Это привело к громкому скандалу. И честно сказать, я думала, что чиновники научились на своей прошлогодней ошибке.

В течение 15 минут я спокойно перемещалась между толпой на улице и толпой в холле, разговаривала со всеми и даже успела взять брошюры с материалами слушаний. Параллельно с этим в холле организаторы записывали фамилии участников и медленно пропускали их на мероприятие.

В 16:30 регистрация на слушания внезапно закрылась, организаторы за секунды убежали за рамки КПП. Люди начали толпиться и орать на чиновников.

— Как вы можете? Это незаконно. Почему вы нас не пускаете? Это публичные слушания.

— Простите, но мест больше нет, — с каменными лицами отвечали люди по ту сторону рамок. — Из-за коронавирусных ограничений в зал могут пройти не больше 50 человек.

— Об этом не было ни слова. Почему вы преграждаете нам путь? Кто вы? Представьтесь! — орали из толпы. Вместо ответа их раз за разом игнорировали.

«Вы пресса? Я вам запрещаю»

Я подумала, что достаточно поснимала кричащую толпу, и решила пройти в зал слушаний. Посмотреть, что происходит там. Пробралась через людей, подошла к сотруднику полиции, показала пресс-карту и попросила дать пройти.

— Я не могу вас пустить. Вам к организатору, — указал полицейский на женщину со списками в руках. Ну что же, я снова полезла через толпу, пытаясь докричаться до организатора.

— Я не могу вас пустить. Это не я решаю, — сказала она. — Вам к работникам администрации. Я подошла и к ним, но меня снова отправили к полицейскому. Круг замкнулся.

— Вы препятствуете моей профессиональной деятельности. Понимаете, что нарушаете закон о СМИ? — спрашиваю у организаторов.

— Я не могу ничего сделать. Это не я решаю, — крикнула организатор и убежала. — Сейчас спрошу, можно ли вас пустить.

После этого люди в холле начали кричать активнее, в том числе из-за меня. «Почему вы не пропускаете журналистов?», «Вы нарушаете закон, она имеет право там находиться», «Мы сейчас вызовем полицию!» — орали они.

К рамкам спустился еще один сотрудник администрации. Представляться, как и другие люди на КПП, он отказался.

— Почему я не могу пройти? — в который раз спросила я.

— Потому что я вам запрещаю, — ответил мужчина. — Вот кто-то разрешил, а я запрещаю. У нас ограничения из-за коронавируса.

Как интересно получается. День города с толпой на Стрелке проводить можно, а прийти на открытые слушания по изменению землепользования нельзя. В тот момент я подумала о встречах жильцов взорвавшегося дома в Дзержинской администрации. Тогда люди набивались в зал до отказа, некоторым даже не хватало стульев. И за их здоровье чиновники почему-то не переживали.

Собрание жильцов взорвавшегося дома во время пандемии
Публичные слушания по изменению правил землепользования во время пандемии

Переписали паспортные данные

Через 20 минут криков в холл спустилась организатор с листком бумаги. Она согласилась пропустить на слушания еще 15 человек. В их число попала и я. У меня, как у других участников, переписали паспортные данные и прописку. Только после этого я смогла пройти внутрь.

Зал был почти пустой. На каждом ряду из шести кресел сидели по два человека. Через 40 минут после начала слушаний в соседний зал разрешили пройти части недовольных ярославцев, которые хотели участвовать в голосовании. Я удивилась логике чиновников, которые мотивировали необходимость второго зала санитарной безопасностью. При том что люди там сидели битком.

Люди сидели битком

Или сразу всё, или ничего

Смысл слушаний заключается в публичном представлении инициативы (частной или государственной) и дальнейшем голосовании присутствующих за или против. Многие из тех, кто пришел в администрацию, хотели решить частный вопрос с землей или недвижимостью. Каждый хотел, чтобы его просьбу одобрили.

Помимо частных вопросов на слушаниях должны были обсудить больше 50 государственных инициатив. В том числе изменение назначения зеленых зон под застройку многоэтажными домами, перевод земель из малоэтажного строительства в многоэтажное, изменения в назначении эксплуатации зданий в центре города.

За все частные инициативы присутствующие голосовали отдельно, а вот за пакет от чиновников почему-то голосовали разом. В конце слушаний заместитель мэра Вячеслав Гаврилов предложил проголосовать за пакет изменений. И люди, желающие решения своих частных вопросов в составе общего списка изменений, проголосовали: 51 человек — за, 26 — против, 15 человек воздержались.

Люди проголосовали за поправки

Если честно, такая закрытость невольно заставляет задуматься, что власти что-то затеяли. Других объяснений тому, что они жонглируют коронавирусными ограничениями, как им вздумается, у меня нет. Чем это обернется для города, предстоит разобраться. Очень хочется верить, что все мои подозрения окажутся напрасными.

Стоит ли ярославским чиновникам изменить формат публичных слушаний?

Обязательно. В эпоху интернета нужно проводить голосования онлайн
Неплохо бы проводить их в залах побольше, чтобы всем хватило места
Нет. Нынешний формат идеален

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
80
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: россиянка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления