В музее-заповеднике «Ростовский кремль» нашли утерянный еще в прошлом веке рисунок всемирно известного художника Василия Верещагина.
На рисунке изображен дом, который Василий Верещагин хотел построить для себя. Дом деревянный, в стиле традиционных построек русской провинции позапрошлого века. Сотрудники Ростовского кремля и раньше подозревали, что рисунок великого мыслителя и живописца затерялся где-то в фондах, но их смущало то, что работа числилась в старых списках для передачи ивановскому музею. Оказалось рисунок дома-мечты Василия Верещагина остался в Ростове.
«Этот рисунок был прислан тогдашнему хранителю музея Ивану Шлякову в обычном почтовом конверте самим Василием Верещагиным, – рассказала корреспондентам портала 76.ru ученый секретарь музея-заповедника «Ростовский кремль» Елена Ким. – После смерти в 1919 году Ивана Александровича Шлякова его переписка попала в музей. В прошлом веке Ростовский кремль пережил несколько катаклизмов. Так в 1941 году экспонаты из хранилищ собирали для эвакуации, а в 1953 году был смерч, который заставил снова переносить фонды. И экспонат затерялся».
Дом, изображенный на рисунке великого художника, был действительно построен в Москве за Серпуховской заставой. Проектировать последнее пристанище художника помогал ростовчанин Иван Шляков, а на его строительстве работали резчики по дереву из Ростова Великого. Как и многие деревянные постройки столицы, дом, увы, не сохранился, что только добавляет ценности обнаруженной реликвии. Находка также подтверждает тесную связь художника с ярославской землей и открывает новые возможности для исследований по этой теме.
«Василий Васильевич сделал очень много для Ростовского музея церковных древностей, – продолжает Елена Ким. – Он всячески пропагандировал музей в своих статьях, в беседах с выдающимися учеными в Москве и за рубежом и способствовал сохранению памятников по всей Ярославской земле. Это очень большая и еще мало известная тема и повод для исследований. Благодаря этой находке она раскрывается все новыми гранями».
Кроме всего того положительного, что связано с находкой давно утраченной работы великого художника, есть повод и для грустных выводов. Ведь если бы у музеев было достаточно помещений для хранения фондов, художественная и историческая реликвия вряд ли была бы потеряна.
«Этот рисунок был найден потому, что не так давно у нас было оборудовано хранилище редкой книги и письменных источников, – говорит Елена Ким. – Все разложили по полочкам – вот вам и открытие. К сожалению, когда хранилища не соответствуют необходимым требованиям, экспонаты трудно правильно учитывать, хранить, реставрировать, выставлять и изучать».
В следующем году Ростов Великий будет отмечать 1150-летний юбилей, на подготовку которого выделены миллиарды рублей. Центральной площадкой праздника станет Ростовский кремль. Внешний облик памятника приведут в порядок. Отвечая на вопрос, будут ли реконструированы хранилища, ученый-секретарь Елена Ким вздыхает: «Музею переданы несколько зданий, прежде всего дом Шлякова. Идут работы по подготовке проекта реставрации конюшенного двора. Эти дополнительные помещения позволят разгрузить наши хранилища, которые требуют усовершенствования. Но это неблизкая перспектива – это очень дорого, очень трудно и соответственно долго».
Так что нас еще ждут неожиданные открытия из фондов музея не только ростовского, но все остальных, потому что проблема перегруженности хранилищ у музейщиков – одна на всех. К сожалению, некоторые из древних ценностей могут не дожить до того момента, когда их обнаружат заботливые руки хранителей старины.
«У российских музеев потенциал намного больше, чем то, что они могут представить на экспозициях, – говорит кандидат филологических наук, преподаватель ЯрГУ имени Демидова Денис Карпов. – Много экспонатов требуют срочной реставрации, а вместо этого они хранятся в непотребных условиях, что угрожает их существованию. Причина тому – политика государства в области культуры. Музеи поставлены в условия, когда им самим приходится зарабатывать деньги. Переоснащение и расширение хранилищ – очень дорогое удовольствие, которое не по карману музеям. А ведь они выполняют очень важную социальную функцию – делают культуру доступной для всех».