Авто О старых моделях и пижонстве россиян

О старых моделях и пижонстве россиян

Ведь раньше машины были лучше, а? Они были простыми, неприхотливыми и не такими вычурными. Они были честнее, чище. А может быть, вместо выпуска новых, все более дорогих и сложных моделей стоило оставить прежние, хотя бы в статусе Special for Russia? Ну пусть бы у нас делали Mitsubishi Lancer IX, симпатичный первый RAV4 или Peugeot 405?

А ведь в начале нулевых подобная стратегия в самом деле казалась правильной. Правильной и провальной.

GM-AvtoVAZ решил выпускать Opel Astra популярного поколения G – полное фиаско. Россияне волокли «Астру» из Германии, а новый автомобиль просроченного поколения невзлюбили. Еще оглушительней был провал Volga Siber, в девичестве Chrysler Sebring (Dodge Stratus). Стремясь найти замену «Волге», ГАЗ купил в США целый завод, трансплантировал в Россию, адаптировал модель и… И ничего: вместо 65 000 в год – жалкие несколько сотен машин. Да и то под конец карьеры «Сайбер» впихивали госструктурам, как холодную манную кашу.

Ну казалось бы, в чем проблема? Большая американская машина с серьезными моторами (2.0 и 2.4), акцентом на комфорт, приличной внешности. А с другой стороны, на момент российского дебюта модели было восемь лет, подвеска оказалась слишком мягкой для наши дорог даже после перенастройки, просвет – маленьким, салон – недостаточно большим. Цена при этом была сопоставима с корейскими машинами D-класса, вроде Hyundai Sonata, и это, я думаю, вынесло «Сайберу» приговор.

Многие уже не помнят, но обжегся даже Volkswagen. Модель Gol (Pointer) была разработана бразильским офисом для тамошнего рынка и взорвала его: самый продаваемый автомобиль на протяжении трех десятилетий. Маленький, неприхотливый, доступный – этакая реинкарнация «Жука». И снова провал: не захотели россияне платить за хетч размером с «Калину», который был дороже, оснащался литровым мотором, а по оснащенности базовой комплектации спорил с «Жигулями».

Возникает вопрос: эти провалы были обусловлены какими-то локальными причинами или россияне в принципе не хотят платить за устаревшие модели?

Вообще-то есть примеры успеха, и самый очевидный – Daewoo Nexia, которая переродилась из Opel Kadett конца 80-х. Почему «Нексию», несмотря на еще большую архаичность, мы полюбили, а Chevrolet Viva – нет?

Просто потому, что Nexia, в отличие от остальных примеров, стоила не больше, чем один важный для россиян рубеж – средняя стоимость «Лад». Ведь и бэушки покупали в основном те, кто принципиально не хотел садиться на «Ладу». АВТОВАЗ долгое время задавал столь низкую технологическую планку, что конкурировать с ним могла и третьесортная машина, будь она чуть комфортнее верстака. Я помню первые впечатление от «Нексии» – иномарка с большой буквы. Нынче же на нее без слез не взглянешь.

Но едва мы обрастаем финансовым жирком, как срабатывает переключатель. Мы, россияне, хоть и любим пожаловаться на жизнь, на простецких машинах, как бразильцы, ездить не желаем. Может быть, мы страна третьего мира, но самооценка и менталитет у нас – первосортные (не буду выносить никаких вердиктов – просто констатирую факт). Соответственно, за стоимость «дороже Лады» мы уже не терпим никаких компромиссов, и старому доброму всегда предпочтем новое злое.

Gentra – попытка повторить успех Daewoo Nexia, на этот раз используя платформу Chevrolet Lacetti.
Цена начинается от конкурентоспособной отметки 399 тысяч рублей.

Почему? Потому что новые машины крупнее, имеют современный набор опций, лучшие рейтинги безопасности, но главное – потому что они актуальнее. Психология важна, ведь мы жуткие пижоны. Нет, мы можем ездить на Chevrolet Lacetti, но с появлением Cruze вокруг «лачика» поднялся душок второсортности, и большинству (не всем) он щиплет ноздри. Чем был плох «Лачетти»: простой, вполне себе управляемый и комфортный? Но пока есть нефтедоллары, нам сложно остаться в стороне от автомобильной моды.

Западные концерны, угорев с первыми, небрежными попытками подсунуть нам вторсырье, стали хитрее. Появились бюджетные иномарки. Это нечто среднее между миром новых машин и старых: от первых дух актуальности и портняжная подгонка к современным условиям, а от вторых – упрощение конструкции, где это возможно, а с ней – и цены. Volkswagen Poiner уступил место Polo Sedan. Концерн учел все ошибки: практичный кузов, нормальный мотор, современный автомат – и завод поперхнулся шквалом заказов.

А теперь забудем про упомянутую мной пижонистость. И вот тогда старые лицензионные машины перестают резать глаз, ведь тот же Polo Sedan вряд ли на голову лучше какой-нибудь позапрошлой Jetta, и она, подозреваю, могла бы даже конкурировать с ним по цене.

АВТОВАЗ так напугал нас долголетием «Жигулей», что мы панически боимся потерять темп. Мы хотим покупать новое и современное, и статистика продаж показывает: сейчас, при стагнации рынка, стреляют в основном модели с приставкой new. Россияне отчаянно кидаются на иглы новых, очень сложных и непроверенных еще моделей, и виновата, я думаю, именно психология.

Но есть ощущение, что среди всей этой потребительской лихорадки вызревает целая армия клиентов, которая предпочла бы последним новинкам старые и проверенные модели. Без алюминиевого засилия, без суперсложной электроники, построенные по рецептам, когда маркетологи еще не сообразили, что низкий срок эксплуатации автомобиля есть залог будущих продаж.

О том, что так бывает, мне напомнил пост Игоря Владимирского из «Авторевю», процитирую: «А знаете, какие машины составляют основу японского таксопарка? Чемоданообразные седаны Toyota Crown родом из восьмидесятых. Причем эти машины до сих пор выпускают, но только для «флитовых» продаж. Работающий на газе 113-сильный двигатель, четырехступенчатый «автомат» (в некоторых версиях – с подрулевым селектором), задний привод с неразрезным мостом, неудобные сиденья с низенькими подголовниками… Зато – простор на заднем ряду, огромный багажник, и фантастическая надежность! У всех машин, на которых мне удалось проехать, – естественно, пассажиром, – на одометре было не меньше 550 тысяч км, но состояние любой – на пятерку. И в этом вся Япония! Эта страна находится на пике технологического прогресса, но в то же время очень консервативна – даже по части техники и электроники».

Я далек от мысли, что возродить из пепла усопшую модель – такая уж элементарная задача. Очень важно, чтобы она была конкурентоспособной, проще говоря – дешевой. Но при этом сохраняла все сильные стороны оригинала, особенно надежность. Есть масса подводных камней, например, современные машины делают из современных компонентов, а где взять в нужном количестве старые гидроусилители или моторы десятилетней давности? Нужно, чтобы компания-мама их выпускала (скажем, на запчасти), либо организовывать производство с нуля, но тогда увеличиваются риски. В общем, задача разрешимая, но непраздная.

На роль вневременного динозавра подходит не любая модель: очевидно, какой-нибудь Fiat Stilo или Renault Laguna вряд ли очаровали бы нас. Однако многие старички не утратили своих качеств и по сей день.

Их главный плюс – это доступность, в основе которой – простота конструкции и низкая стоимость эксплуатации. Старая модель тем и хороша, что о ней известно все: от рейтинга надежности до слабых мест. Это модель для тех, кто не печется об имидже, а хочет ездить и ездить много – сотнями тысяч километров.

Взял бы кто-нибудь в производство Crown или какой-нибудь древний «Мерс» – глядишь, образовался бы новый сегмент рынка. Одним ведь шашечки подавай, а другим просто ехать.

Фото: Фото производителей
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем