На начало учебного года приходится пик самовольных уходов детей из домов. Почему из благополучных семей подростки убегают из дома, что их привлекает в уличной жизни? И как вернуть ребенка домой? Самые яркие истории и советы профессионалов читайте в материале.
«Обещала, что не повторится»
Каждую неделю ярославцы с содроганием сердца слышат новые истории о пропавших ребятах. 12-летняя девочка из Фрунзенского района убегает из дома не первый раз. Полиция, родственники и волонтеры ищут ее неделями. Мама плачет и умоляет скорее вернуться.
С такой же периодичностью пропадает и 17-летний юноша. Сбежавшие дети прячутся у старших знакомых, иногда выпрашивают деньги на улице у прохожих.
«Подскажите, как поступить? 15-летняя дочка уходит из дома, – рассказывает о своей проблеме мама Лены. – Первый раз она ушла в марте, не ночевала одну ночь. Нашли у подруги, отругали. Тогда она просила прощения и постоянно повторяла, что никогда такое не повторится. Но в следующий раз Лена ушла в июне. У нас благополучная семья. Возможно, я и допускала ошибки в методах воспитания. Дочка всегда обвиняла меня в том, что ей многое запрещают: "Всем все можно, только мне нельзя". Она пропускает занятия в школе, тайком курит, подворовывает у нас деньги».
Почему они уходят?
Что заставляет мальчишек и девчонок покидать теплые дома? Этот вопрос мы задали экспертам.
«Дети часто убегают в начале осени с приходом учебного года, – рассказывает волонтер «ЯрСпаса» Елена Гусева. – Им не хочется учиться. Много "бегунков" приходится на время окончания учебной четверти, когда родители ругают детей за плохие оценки. Но, конечно же, главная проблема детского ухода из дома кроется во взрослых... Многие родители так заняты собой и работой, что даже не знают, чем интересуется их ребенок, с кем он общается».
Иногда подростки и родители устают друг от друга. Чтобы спасти их отношения, подключаются психологи.
«В основном уходят из семьи дети 15-17 лет, – объясняет начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД по Ярославской области Светлана Морозова. – Главная причина – им хочется взрослой жизни. Со всеми ее атрибутами, с употреблением алкоголя. Чтобы избежать самовольных уходов, родители должны объяснять, что быть взрослым – это принимать решения. Но проблема родителей в том, что они сами относятся к детям, как к взрослым, и считают, что те предоставлены сами себе. Мамы и папы не могут поговорить с ребенком о том, что он чувствует, о том, что он хочет. И речь идет вовсе не о лабутенах или новом айфоне. Мы говорим о чувствах, страхах, переживаниях. Причем беседа с ребенком должна проходить не в категоричной форме, а в доверительной.
Одну девочку мы перехватили по дороге в Москву. Она собиралась сбежать со своим молодым человеком. На мой вопрос о том, как они будут выживать без работы и образования, девочка ответить не смогла. В этом возрасте у детей много амбиций, но за их плечами нет ни знания, ни опыта. Я советую родителям отправлять детей в магазин, чтобы они знали цену продуктам.
Из дома убегают и 12-13-летние дети. В основном это девочки. Причем, как правило, их воспитывают одни мамы. И у этих мам много проблем в личной жизни. Все эти проблемы мертвым грузом ложатся на плечи их 12-летних дочерей. И девчонки уходят от проблем. Случается, что и маме, и дочке даже не хочется находить общий язык. В таких случаях у нас работает реабилитационный центр, где оказывают социально-психологическую помощь, работают над детско-родительскими отношениями».
Плохие. Но любимые
В то время как одни дети сбегают из отчего дома, другие, напротив, бегут к своим родителям! Это ребята из детских домов, которые знают, что у них есть мама и папа. Плохие. Но любимые.
«По статистике, уходов из детских учреждений стало значительно меньше. Эти дети, как правило, уходят к родителям, лишенным родительских прав, – говорит руководитель СУ СКР по Ярославской области Олег Липатов. – И родители их принимают. Но в каком состоянии: спящие, пьяные. Это большая проблема, потому что лишение родительских прав – это, по сути, формальная вещь. Для любого мальчика, для любой девочки, как были мама с папой, так они и остались. Все равно дети будут к ним стремиться».
Тем временем, для детей действует единый общероссийский номер телефона доверия 8-800-2000-122.
При звонке на этот номер со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь. Каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь, и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.