Жители Ярославской области обсуждают повышение стоимости проезда в маршрутке № 107, курсирующей по маршруту Ростов — Ярославль. Пассажиры утверждают, что цена на билет в одну сторону выросла сразу на 40 рублей: ранее из первого микрорайона в Ростове можно было уехать в Ярославль за 120 рублей, теперь приходится платить 160.
Интересный факт: маршрутка уже четвертый год возит пассажиров нелегально. На перевозчика подавали в суд, УФАС неоднократно заявляло о том, что 107-я ездит незаконно, однако маршрут продолжает действовать. А пассажиры — защищать перевозчика.
С чего всё началось
В 2019 году частная компания «Волтакс-Транс» выиграла закупку и перевозила пассажиров по нескольким маршрутам:
№ 107 Ярославль — Карачиха;
№ 111 Ярославль — Фёдоровское кладбище;
№ 112 Ярославль — Зелёный квартал;
№ 116 Ярославль-Главный — Зелёный квартал;
№ 141 Ярославль — Игнатовское кладбище.
ООО «Волтакс-Транс» — компания зарегистрирована в поселке Чкалово под Люберцами Московской области с 2003 года. Занимается регулярными перевозками пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении. Владельцем фирмы числится Сергей Иванович Соколов — бизнесмен, частично владеющий компанией ООО «ТОМАВТО», зарегистрированной в тех же самых Люберцах. Кстати, бывший мэр Ярославля Владимир Волков тоже приехал из Люберец, маршруты «Волтакса» появились в городе как раз в те времена, когда он был градоначальником. Выручка фирмы за 2022 год составила 8,6 млн рублей. Чистая прибыль всего 74 тысячи.
Правда маршрутки ездили не по своим официально обозначенным направлениям. По данным антимонопольщиков, перевозчик направил в региональное Министерство транспорта просьбу продлить маршруты, с чем чиновники согласились.
— Участие в конкурсе принял только «Волтакс-Транс», остальные организации не заинтересовались в данных маршрутах ввиду их нерентабельности. После завершения конкурса и победы в нем «Волтакс-Транс» направил в департамент письмо с предложением об изменении межмуниципальных маршрутов: увеличении их протяженности, изменении начальной и (или) конечной точки маршрутов. Департамент согласился с предложенными изменениями. Маршруты стали более привлекательными как для пассажиров, так и для конкурентов перевозчиков, — прокомментировали тогда в УФАС по Ярославской области.
Тогда УФАС обратилось в суд, чтобы признать продление маршрутов недействительным. Ведомство выиграло дело, но маршрутки продолжали ездить. Многие пассажиры даже не догадывались, что пользуются нелегальными услугами. Удлиненные маршруты для людей оказались удобнее.
Чиновники отстаивать позицию пассажиров не стали, встав на сторону антимонопольщиков. Правда, не слишком усердно: власти просто предупреждали, что пользоваться нелегальными услугами не стоит.
— Использование услуг нелегального перевозчика создает дополнительные риски для безопасности пассажиров, — говорили тогда еще в департаменте транспорта Ярославской области.
Маршрут № 107 тогда стал длиннее на 30 километров. Официально он ездил от Ростова Великого до Карачихи. Но перевозчик продлил его до Ярославля. Водителям 112-го автобуса велено было ездить из «Зеленого квартала» не до автостанции «Завольжье», а до Брагино, а 116-е поехали из «Зеленого квартала» не до Шинного завода, а до центра.
— Наличие необоснованного дублирования пригородных и муниципальных маршрутов мы не поддерживаем, — недовольны и в мэрии Ярославля, ведь перевозчик дублирует не только пригородные маршруты, но и городские, — добавляли в дептрансе.
Подняли цены
Спустя четыре года 107-я маршрутка продолжает возить людей из Ярославля в Ростов и обратно. За день, согласно расписанию, она совершает 46 поездок. Причем маршрут стал столь популярным, что зачастую пассажирам приходится всю дорогу ехать стоя, поскольку не всем хватает места. А с 25 сентября перевозчик поднял цены на 40 рублей, чем многие остались недовольны.
— Садилась в субботу на маршрутку с остановки в микрорайоне, раньше проезд стоил 120 рублей. А тут водитель заявил, что теперь нужно платить 160. То есть резко подняли на 40 рублей. Совсем офигели, что ли? — задалась вопросом читательница 76.RU.
Вместе с повышением стоимости проезда до Ярославля перевозчик стал больше брать за проезд и по Ростову. Маршрутка также объезжает город, забирая людей с нескольких остановок. Раньше, если пассажир садился с остановки не в первом микрорайоне, стоимость поездки составляла 140 рублей. А если люди садились с остановки в первом микрорайоне (на выезде из города) — 120. Теперь тариф в 160 рублей фиксированный, независимо от того, с какой остановки маршрутка забирает пассажира. Конечная в Ярославле находится рядом с торговым центром «Фараон».
В «Волтакс-Трансе» объяснили, почему пришлось поднять цены.
— Со всего города Ростов до Ярославля сделали 160 рублей, поскольку первый микрорайон входит в состав города Ростова. Сделали общий тариф. Потому что происходило так: люди садились на 107-ю по городу, и из-за этого не могли уехать пассажиры, которым нужно было в Ярославль. Соответственно, здесь подняли тариф, поскольку 107-й маршрут дублирует часть городских. А чтобы маршрут по городу не загружался, сделали общий тариф. Теперь люди спокойно могут сесть в маршрутку до Ярославля. Также повторюсь, что три года тариф на маршруте не поднимался вообще. То есть сколько мы могли, столько держали. Также роль сыграло повышение стоимости топлива, подорожание горюче-смазочных материалов, запасных частей на автобусы и так далее, — рассказал заместитель директора по эксплуатации компании «Волтакс-Транс» Виталий Смирнов.
«Это удобнее»
Несмотря на подорожание проезда, пассажиры не перестают ездить на 107-й. Многие считают, что это всё равно выгоднее, чем пользоваться маршрутами, которые предлагает ярославское АТП. Мол, и комфортнее, и дешевле.
— Проезд на 107-й дешевле, чем на ростовском или переславском автобусе. Ходит маршрутка с 7 утра до 9 вечера каждые 20–40 минут, идет быстрее. В Ростове едет через весь город и везде останавливается. Так что 107-я гораздо удобнее и востребованнее и таковой останется. А если не нравится, то пользуйтесь автобусами АТП. Постоянный пассажир, — написал читатель 76.RU.
Тем временем в Министерстве транспорта Ярославской области говорят: маршрут № 107 Ростов — Ярославль всё так же официально не зарегистрирован. Его просто нет. А «Волтакс-Транс» вообще официально никто не контролирует.
— В соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ярославской области маршрут № 107, путь следования которого предусмотрен от Ярославля до Ростова, отсутствует. Для возможности совершения поездок из Ярославля в Ростов и обратно, реестром предусмотрены межмуниципальные регулярные маршруты № 166, 233, 144, 142. Расписание движения автобусов по межмуниципальным маршрутам размещено на официальном сайте ГБУ ЯО «Яроблтранском». Также информацию можно получить по телефону справочной ГБУ ЯО «Яроблтранском»: (4852) 67–40–80, — рассказали в Министерстве транспорта Ярославской области. — Организация «Волтакс-Транс» не осуществляет перевозки пассажиров по межмуниципальным и муниципальным маршрутам в рамках полномочий министерства.
Получается, что маршрутка до сих пор возит пассажиров нелегально, но людей это устраивает. А власти никак не могут повлиять на перевозчика, несмотря на то, что суд удовлетворил иск антимонопольщиков и по решению «Волтакс-Транс» должна прекратить незаконные перевозки. Однако компания подала апелляцию, потребовав пересмотреть дело. Не получив результата, в августе 2023 года перевозчик попробовал обжаловать решение в Верховном суде Российской Федерации.
Как считаете, кто не прав в этой ситуации?