В связи с участившимися жалобами жителей в Ярославской области создана специальная комиссия по мониторингу в сфере ЖКХ. Члены комиссии будут проверять жалобы населения на действия управляющих компаний и контролировать решение проблем граждан.
В Ярославле сейчас работает более тридцати управляющих компаний. Однако подавляющее большинство из них – это небольшие организации, которые мало кому известны и зачастую обслуживают лишь порядка пяти домов. Более 92 процентов домов Ярославля обслуживаются шестью крупными управляющими компаниями, которые образовались на базе бывших государственных ДЕЗов. Существует масса нарушений как со стороны ресурсопоставляющих организаций, так и со стороны УК. Рынок только формируется. Конкуренция среди управдомов идет жесткая. В борьбе за право обслуживать как можно большее число домов управляющие компании порой прибегают к самым разным ухищрениям, вплоть до подделки подписи жильцов. Только не каждая компания в ходе соревнования под девизом «выбери меня» делает ставку на высокое качество своей работы. Жители регулярно обращаются в прокуратуру и департамент городского хозяйства с жалобами.
«Многие управляющие компании используют средства не для того, для чего они собирались, – говорит директор департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области Евгений Майн. – Не проводится оплата за ресурсы, не производятся в должном объеме ремонты, оплаченные гражданами».
Чтобы сделать сферу прозрачнее, предпринимаются самые экзотические ухищрения. Например, проверить правомерность начислений за коммунальные услуги теперь можно по Интернету, через онлайн-калькулятор. В соответствии с постановлением правительства области создана городская комиссия по оценке деятельности управляющих компаний. Дважды в год, в феврале и августе, комиссия оценивает качество работы управляющих организаций. Жители Ярославля, определяясь с выбором УК, могут ориентироваться на результаты рейтинга городских управдомов, который по итогам полугодия составили специалисты.
Сейчас создана новая комиссия по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ. Ее представители будут регулярно выезжать в разные районы города и отслеживать качество работы управдомов. Первая проверка коснулась Фрунзенского района, ведь в 2012 году местная управляющая компания лидирует по количеству жалоб. Чиновники рассчитывают, что такой шаг позволит улучшить качество услуг при управлении многоквартирными домами и поможет бороться со злоупотреблениями в сфере ЖКХ.
«Мы хотим работать на опережение, чтобы посмотреть, есть ли какие-то отклонения от тех норм, которые приняты на правительственном уровне, – поясняет руководитель региональной комиссии по мониторингу в сфере услуг ЖКХ, заместитель председателя Ярославской областной Думы Евгений Заяшников. – Также мы будем напрямую общаться с населением и оперативно реагировать на жалобы».
Также члены новоиспеченной региональной комиссии пообещали, что будут тщательно контролировать, чтобы исполнялось распоряжение премьера о том, что коммунальные тарифы в первом полугодии 2012 года расти не будут.
По мнению правоохранителей, больше всего нареканий со стороны граждан сегодня поступает от жителей Рыбинска, Переславля, а также Ленинского, Заволжского и Фрунзенского районов Ярославля. Коммунальная сфера – зона больших денежных потоков, и мошенников здесь было немало.
«Ярославцам следует быть активнее, – считает первый заместитель мэра Ярославля по вопросам развития ЖКХ и содержания территорий города Владимир Слепцов. – Жаловаться, добиваться перерасчета квартплаты, отстаивать свои права вплоть до подачи судебных исков. От управляющих компаний нужно требовать, чтобы они исполняли свои обязанности».
По итогам первой проверки комиссия рекомендовала управляющей компании №1 перейти на новую форму квитанций по оплате коммунальных услуг, поскольку в нынешних квитанциях не разделяется объем индивидуально потребляемого коммунального ресурса и общедомовые нужды, и в результате у ярославцев возникает масса вопросов.