29 октября страну потряс скандал — в ярославском детском садике подрались малыши. И вроде бы ну с кем не бывает, дети же. Но эта драка, попавшая на видео, поражает своей жестокостью. Дети прыгают на девочку и толпой забивают её ногами.
Малышам в группе сада по четыре-пять лет. Осознают ли дети в таком возрасте свою жестокость? Или это для них просто игра? И как узнать родителям, всё ли в порядке у их ребёнка в школе и детском саду? Беседуем об этом с профессиональным детским психологом из Ярославля Алёной Ивановой.
— Мы привыкли думать, что буллинг — это история про школы, колледжи и подростков. Но, как и любая современная проблема, буллинг имеет свойство молодеть, поэтому всё чаще, к сожалению, встречаются подобные случаи в дошкольных учреждениях.
Буллинг — травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива.
До трех лет дети ещё с трудом могут контролировать свою агрессию и жестокость, все действия могут регулироваться только со стороны взрослого. Но начиная с 4–5 лет у нормального здорового ребёнка уже формируется самоконтроль и рамки социально допустимого поведения.
Чаще всего агрессивные дети копируют семейную модель поведения. Вспомним стих: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему». Также дети могут копировать то, что видят в передачах по ТВ и в интернете. Поэтому родителям нужно всегда обращать внимание на то, что видит их ребёнок. Потому что позже он транслирует полученную информацию в общество, что может приводить к подобным последствиям. Если родители не справляются самостоятельно с агрессией ребёнка, то стоит обратиться к специалисту.
В данной ситуации родительскому комитету стоит обратиться к воспитателю и психологу детского сада, чтобы узнать почему подобная ситуация не была решена педагогическим коллективом, а вышла из-под контроля.
Что делать родителям и как узнать, что происходит с вашим ребёнком в садике? Мы понимаем, что агрессия порождает агрессию, поэтому не стоит учить своего ребенка давать сдачу. Нужно деликатно объяснить, что есть и другие способы реагирования на агрессора — игнорирование и вербальное пресечение разговора. Объясните, что в любом случае ребёнок всегда может обратиться к воспитателю за помощью, и это не будет выглядеть так, будто он наябедничал, потому что в данной ситуации в силу возраста он не может справиться сам и ему нужна помощь педагога. Старайтесь чаще разговаривать с ребёнком, интересуясь, как у него дела.