«Коровы, они как женщины. Они на тебя смотрят, ты хочешь их погладить, а они от тебя убегают!» – смеется голландец Питер Хэм. И это действительно так. Корова стоит в своем загоне, жуёт травку, мы протягиваем руки, чтобы погладить, а она убирает голову и отходит назад.
А может, корову просто укачало? Ведь у Питера бурёнок катают… на карусели. Зачем голландец устроил своим коровам аттракцион и легко ли вести бизнес на селе в России, мы узнали у Питера, приехав к нему на ферму.
Коров доят круглосуточно
Общая площадь фермы – пять тысяч гектар. Здесь держат не только коров, но и выращивают овощи. Кстати, салат в гамбургерах «Макдональдса» и KFC именно с этой фермы. Питер за качество салата отвечает. Хоть и заведует именно коровами. Ему 35 лет и он управляющий. Следит за четырьмя тысячами коров. Две тысячи коров ежедневно и днем и ночью доят с помощью специального устройства. При этом коровы катаются по кругу на карусели, к соскам на вымени прикреплены специальные устройства, которые и доят коров. В одном месте коровы заходят на карусель, там их катают четыре минуты, и потом в другом месте они выходят и идут в хлев. И так бесконечно. Доярки работают посменно по 12 часов.И получают неплохую зарплату, но и работа не самая простая. Нужно не только следить за коровами, но и мыть карусель, проверять соски коров – нет ли мастита, мыть копыта, рога, вымя. В общем, делать все то, что делал когда-то и сам Питер. Как же он попал в Ярославль?
Ткнул пальцем в глобус и оказался в России
– О, это очень интересная история, – смеется Питер (По-русски он говорит прекрасно). – 15 лет назад я заканчивал сельскохозяйственную академию в Нидерландах, и мне нужно было где-то проходить практику. Мы с однокурсником стали думать, куда ехать. И никак не могли выбрать. Тогда просто взяли глобус, крутанули его и ткнули пальцем. Попали в Россию. Обрадовались! Самая большая страна в мире!
Питер трудился в Московской, Тверской и Владимирской областях. Потом его позвали в Ярославль.
Коровы в России – дело прибыльное
– Самое главное деньги иметь. А сельскохозяйственная отрасль в России самая прибыльная. Даже прибыльней, чем нефть. В Нидерландах тоже можно этим заниматься, но там площади не такие. А тут вон сколько места! – показывает Питер.
И правда, один обход владений занимает два с половиной часа.
Катать коров на карусели придумали в Советском Союзе
Одна корова, кстати, стоит 250 тысяч рублей. А на ферме их четыре тысячи. Почему же он посадил их на карусель
– Аппаратом доить выгоднее. Это дешевле, чем людей нанимать. Это сколько народу нужно, чтобы две тысячи коров круглосуточно доить? А так проще и удобнее. Здесь конвейер. Они заходят в одном месте, в другом выходят. Им нравится кататься. Они же без движения должны стоять, когда их доят. А без движения они не любят, – рассказывает Питер.
К новшеству буренки привыкли сразу. Были и те, кто сначала напугался и не понял, зачем на эту штуку заходить надо. Но и те быстро привыкли. Теперь стоят смирно, ушами хлопают, хвостами машут. Вокруг ходят девушки и парни, проверяют, не свалились ли шланги с вымени. Если что, поправляют.
Кстати, а где остальные две тысячи коров? Ведь доят только две тысячи. Примерно 200 голов отдыхают до следующей дойки. А остальные – это молодняк. Они еще растут. В среднем коровы на ферме живут до 8-9 лет. Потом их, бедняжек, отправляют на мясокомбинат.
– Коровы умные животные. Все понимают, – говорит Питер.
Ферма на миллиард
Карусель сборная, всё из-за границы. Металл из Голландии, электроника из Германии, резина из Китая. На всю ферму вместе с коровами ушло 1,3 миллиарда рублей. Питер подсчитал, что при таких объемах работы эти деньги окупятся за пять лет. Не так-то и долго для такой большой суммы. Из России Питер уезжать не собирается. Ему и здесь все нравится. Живет он в Ярославле. В семь утра приезжает на ферму и работает до 6-7 вечера. Потом домой, к жене и детям. Жена у Питера русская, родом из Семибратово. И трое детей – все девочки. Старшей семь лет, средней – четыре и младшей – три. С женой познакомился в пиццерии.
– Познакомились в Ярославле. Я раньше любил везде ходить, развлекаться. На хоккей любил ходить. Как-то пошел, а после заглянул в пиццерию. Там и познакомились, – рассказывает Питер.
Напьются и карусель сломают
Родители и братья и сестры Питера живут в Голландии. Но в Ярославль приезжали и на ферме были. Все праздники Питер отмечает в Ярославле. Домой не ездит.
– Почему? – спрашиваем.
– Потому что в праздники больше всего работы. И, когда ничего плохого случиться вроде как не должно, это обязательно случается. Поэтому я начеку, – говорит Питер.
– А что может случиться? Пьют что ли сотрудники?
– Сейчас это уже редкость. Но бывает. Кто-то напьётся – и обязательно надо карусель сломать, – улыбается голландец.
– А сотрудники вас любят?
– Ну, как любят? С утра не целуют. Но уважают.
Привыкли к запаху
На ферме, кстати, очень чисто, даже мух почти нет. Хотя запах специфический. Сначала даже глаза заслезились, но потом мы принюхались.
– А вы, наверное, даже запаха уже не замечаете? – спрашиваем у Питера.
– Уже нет. И дома привыкли. Но мы недавно уезжали в Турцию отдыхать, меня неделю на ферме не было. Так после отпуска снова запах чувствовать стали, – смеется Питер.