В ярославской коррекционной школе-интернате № 8 в Дзержинском районе произошел скандал: учителя труда уволили за аморальное поведение. 62-летнего Рафаэля Исмаилова обвинили в приставании к 11-летней ученице.
Сам Рафаэль Исмаилов считает, что его подставили и причиной увольнения стало вовсе не домогательство, а национальность трудовика. Он — единственный азербайджанец среди преподавателей. Учитель подал в суд, чтобы его оправдали и восстановили на работе. Но в школе говорят категорично: «Ребенок не мог наврать».
Мы поговорили с участниками этой истории и попытались понять, что на самом деле случилось в коррекционной школе.
Конфликт с директором
Рафаэль Исмаилов пришел в школу в 2012 году. Педагогического образования у него нет, он попал на работу в Ярославль по распределению. До этого мужчина работал обувщиком на предприятии «Североход», оттуда перешел на фабрику «Империал». В школу его взяли обучать детей обувному делу, чтобы потом ребята смогли найти себе работу. Рафаэль Исмаилов трудоустраивал своих выпускников.
Четыре года назад в школе сменился директор. Ее возглавил бывший глава департамента образования Ярославля Андрей Сибриков. С новым руководителем у Рафаэля отношения не сложились. Коррекционная школа № 8 отличается от обычных спецификой обучения. Здесь числились сразу семь трудовиков — ребятам стараются привить навыки, с помощью которых они смогут зарабатывать на жизнь. Рафаэль Исмаилов посчитал, что его стали обделять трудовыми часами.
— На второй год совместной работы с новым директором другие трудовики получают по 1,5–2 ставки, а мне не ставили часы совсем. Это для меня было шоком. В 2020–2021-х я вообще не знал свою нагрузку, какие за мной закреплены классы, — пожаловался учитель. — Он стал притеснять меня, ставить меньше рабочих часов. Он создавал все условия, чтобы я ушел из школы сам, но я до последнего хотел остаться на рабочем месте. Я уверен, что это было по национальному признаку. Я — единственный азербайджанец среди преподавателей. К другим учителям директор относился лучше.
Учителя перестали приглашать на консилиумы, которые ежегодно проходили в школе. На них решалось распределение профессий для пятиклассников.
— У меня из 20 выпускников 17 устроены на работу. Это коррекционная школа, и все дети имеют особенности развития. Для них мой предмет — шанс найти свое место в жизни, — поделился Рафаэль.
По словам директора школы, Рафаэль достаточно эмоциональный и конфликтный человек. Трудности с ним начались после того, как учителю труда пришлось сократить часы.
— Я это сделал не для того, чтобы насолить ему, как он говорит. Дети со средней умственной отсталостью достаточно тяжелые в плане обучения. Тяжело и им, и педагогам. И такие дети учатся обувному делу, начиная с седьмого класса. В том году у нас в двух параллелях пятого класса вообще не было детей с легкой умственной отсталостью. Поэтому было принято решение сократить часы. После этого и началось недовольство учителя, — рассказал директор Андрей Сибриков.
Директор и учитель прийти к мирному решению спора о часах за четыре года так и не смогли.
Единственный азербайджанец в школе
По словам директора, в школе за время работы Рафаэля Исмаилова было множество проверок, инициированных самим учителем. Ему всегда что-то не нравилось. Однажды Рафаэль пригласил главу азербайджанской диаспоры, потому что утверждал, что Андрей Сибриков не любит его из-за национальности.
— Мне эти обвинения особенно непонятны, — пожимает плечами Андрей Сибриков. — Я за свою жизнь встречался и общался с людьми разной национальности. Кроме того, я работал помощником главы Ярославского района, где занимался в том числе национальной политикой. Мы устраивали всевозможные фестивали национальных культур, наоборот, для того, чтобы сдружить все народы. Возможно, ему так показалось, когда я пытался его где-то подправить, помочь, потому что он недостаточно хорошо владеет русским языком.
Рафаэль Исмаилов неоднократно писал на доске с ошибками. Когда директор или другие учителя это видели, они указывали на эти ошибки и поправляли их.
— После нашего разговора национальные коллективы диаспоры не раз выступали в нашей школе перед нашими детьми. А сам глава азербайджанской диаспоры так отчитал Рафаэля, что тряслись все стены, — рассказал Андрей Сибриков.
«Он трогал меня за попу»
Несмотря на все скандалы, учитель продолжал работать. Пока в апреле этого года в школу не прибежала мама 11-летней девочки. По словам директора, она и ребенок испытывали такие неподдельные эмоции, когда рассказывали о том, что произошло, что не поверить им было невозможно. Единственное, девочка не смогла точно сказать, когда это произошло, потому что у детей с такими нарушениями интеллекта нет категории времени.
Школьница увидела фотографию педагога в соцсетях, разволновалась и закричала маме: «Это он! Он ко мне приставал!» Мама стала расспрашивать, что произошло. Со слов ребенка, прямо на уроке учитель тесно прижимался к ней и гладил за разные части тела. Мама сразу же пошла к директору.
— Она сказала, что я трогал ее за попу! Вы себе представляете? Я не понимаю, зачем бы мне это было нужно. У меня семья, дети, внуки. А тут я буду приставать к ученице с особенностями? — возмущенно рассказывал Рафаэль.
Директор вызвал учителя на разговор, а после сразу же собрал комиссию. На комиссии присутствовали в том числе педагоги, которые учат ребенка.
— Эта девочка с умеренной умственной отсталостью. Но ребенок разговаривает, всё понимает. Учитель мне сказал, что работал с ней «рука в руку», поскольку хотел помочь. Но эта девочка, как пояснили ее учителя, не требует того, чтобы с ней работали рука в руку. Кроме того, она не склонна к вранью, фантазиям, — рассказал директор школы Андрей Сибриков.
На комиссии вопрос об увольнении Рафаэля Исмаилова решался всеобщим голосованием. В итоге все педагоги единогласно проголосовали за увольнение учителя труда. Его уволили с формулировкой «за аморальный поступок, несовместимый с педагогической деятельностью».
Две тысячи рублей моральной компенсации
В управлении СКР по Ярославской области начали доследственную проверку, но повода возбудить уголовное дело не нашли. По словам директора, потому что для возбуждения уголовного дела требуются точные место и время. Место — это школа. А вот время ребенок так и не смог назвать.
После увольнения Рафаэль Исмаилов обратился в суд. Он просил восстановить его в должности, возместить 150 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, а также компенсацию в заработной плате за все месяцы, пока он вынужден был не работать. Ведь уже целых полгода мужчина не может найти новое место. Работодатели отказывают ему сразу же, как только видят запись об аморальном поступке в трудовой книжке. Суд удовлетворил иск лишь частично: Рафаэлю Исмаилову присудили две тысячи компенсации морального вреда, а также 79 тысяч рублей за то, что однажды ему несвоевременно выплатили зарплату.
В департаменте образования Ярославской области в курсе сложившейся ситуации. Там подтвердили, что учитель труда неоднократно обращался в департамент с жалобами на своего работодателя. По этим обращениям проводились проверки, и фактов предвзятого отношения к учителю не выявилось. Про ситуацию с ученицей школы в департаменте образования говорят аккуратно.
— Существуют определенные правила поведения и профессиональной этики, нарушение которых несовместимо со статусом педагога. Руководитель образовательной организации принял решение прекратить трудовые отношения с этим работником. Трудовые споры рассматриваются в судебном порядке, в данном случае суд поддержал решение работодателя, — рассказали 76.RU в департаменте образования Ярославской области.
По словам директора, девочка успокоилась, когда поняла, что больше на эти уроки ходить не будет. Сейчас она по-прежнему учится. Рафаэлю Исмаилову нашли замену — в школе работает другой учитель труда.
«Они меня просто подставили. Им нужен был повод меня уволить»
— Я не первый год работаю в школе и знаю, как ведут себя родители, которые думают, что к их детям приставали. Она бы рвала и метала, готова была бы меня убить. А здесь она даже ни разу не поговорила со мной, не вышла на контакт. Директор не только мне жизнь разрушил, но и детям. Куда они теперь пойдут? Другие педагоги не трудоустраивают выпускников школы. Ему совершенно на их судьбы плевать, его цель была — выжить меня,— считает учитель.
«Учитель в меня плюнул»
По словам директора, на решение об увольнении повлиял не только невыясненный инцидент о приставаниях. А также и то, что сами родители упрашивали не ставить Рафаэля Исмаилова на их классы, потому что он грубый и слишком эмоциональный человек.
— У него были достаточно серьезные конфликты с учениками. Дети приходили, жаловались на него. Конечно, где-то ему мешало отсутствие педагогического образования. Он не знал, как правильно подойти к детям, тем более к таким особенным детям. Например, был случай. Прибегает ко мне мальчик и говорит: «Учитель в меня плюнул». Как это так? Стали разбираться. Оказалось, мальчик нашалил. А учитель ему сказал: «Тьфу, что ты за человек такой!» Я пригласил Рафаэля к себе, мы поговорили. Я ему объяснил, что с детьми нельзя так поступать, — рассказал директор Андрей Сибриков.
Несмотря на всё это, директор решил не оставлять Рафаэля без работы и предложил ему, кроме основных уроков труда, вести внеурочную деятельность. Учитель сначала согласился. Но потом повел себя странно.
— Через три дня он не вышел проводить внеурочную деятельность. И никого не предупредил. Дети приходят, а класс закрыт. Оказалось, что ему не нравилось то, что придется работать по вечерам. Он просил утренние часы. И не понимал, что мы не можем ставить внеурочную деятельность утром, — рассказал директор школы.
Рафаэль Исмаилов объяснил свое поведение.
— Когда учебный год начался, я увидел у себя в расписании 9 часов в неделю и пошел к директору. Он мне сказал, что мне дадут еще 18 часов дополнительных занятий. Я был благодарен, но не знал, что это такое. 2 сентября 2020 года эти занятия начались, у меня было семь групп: дети с болезнями Дауна, дети с имбецильностью, а в двух группах — дети с 3-го по 8-й класс включительно. Я не понял, как с этими детьми занятия провести, тут нужен специалист. У меня не было рабочей программы для дополнительных занятий, да и педагогического образования у меня нет, я учил только обувному делу. С 4 сентября я отказался от этих часов.
Спустя пару месяцев Рафаэль передумал и попросил вернуть ему внеурочную деятельность.
На домогательства уже жаловались
Во время разговора с директором выяснилась еще одна подробность: оказывается, на Рафаэля Исмаилова уже жаловались за домогательства в прошлом году. После девяти классов, которые оканчивают ученики школы, они могут остаться еще на два года, чтобы обучиться какой-то профессии с последующим трудоустройством. Одна из таких учениц, уже взрослая 18-летняя девушка, пожаловалась на то, что Рафаэль Исмаилов к ней пристает. Директор вызвал учителя и сказал, что не потерпит такого в стенах школы. И пригрозил: «Будет еще одна жалоба — уволю».
Сам же Рафаэль Исмаилов всё отрицает. Он утверждает, что в ни в первом, ни во втором случае не приставал к девочкам.
— Директор не мог найти у меня ничего, за что меня уволить, и пошел на самое низкое, обвинив в домогательствах, которых не было. Да я даже физически этого сделать не мог: в класс всегда заходили, рядом была старшая воспитатель. Два раза ко мне приводили девочек по одной, я спрашивал: «Где все остальные?» «У психолога», — отвечала воспитатель. Я говорил: «Ведите тоже туда, ко мне всех приводите». Вот так меня подставляли, — рассказывает Рафаэль Исмаилов.
Сейчас мужчина сидит без работы и ждет решения прокуратуры, которая приняла его заявление.
Кого поддержите в этой истории?