Город Урезают территорию памятника: в центре Ярославля пытаются протащить стройку на месте старинной усадьбы

Урезают территорию памятника: в центре Ярославля пытаются протащить стройку на месте старинной усадьбы

Разбираемся в истории разрушающегося здания на Волжской набережной

Усадьба разрушается много лет

В центре Ярославля есть историческая усадьба Андронова. Комплекс находится на лакомом клочке земли: периметр усадебного участка с одной стороны ограничен улицей Терешковой, а с другой — Волжской набережной. Здания усадьбы десятилетиями стоят за строительными заборами и нещадно разрушаются, причем некоторые собственники этому самому разрушению долгие годы способствовали, снося части исторических построек.

Главный усадебный дом реставрировали в конце 90-х

В последнее время на территории усадьбы постоянно что-то происходит: то археологи работают, то люди на дорогих машинах приезжают. Ярославские общественники начали подозревать неладное. Градозащитники уверены, что в усадьбе с видом на Волгу могут что-то построить. Только вот как? Мы узнали, кто завладел территорией памятника на набережной и какие работы там происходят. Информация поражает: вполне возможно, что прямо сейчас в Ярославле реализуется нестандартная схема, как частный собственник может начать стройку на месте дома-памятника.

Комплекс зданий 29, 29а и 29в по улице Терешковой в XIX веке принадлежал купцу Николаю Андронову. Купец был благотворителем и одним из богатейших жителей Ярославля своего времени. В собственной усадьбе он организовал богадельню, был попечителем городского сиротского дома, начального женского училища и школы в селе Григорьевском. Николай Андронов жертвовал деньги на устройство городских больниц и приютов, был гласным (член собрания с решающим голосом в Российской империи. — Прим. ред.) Ярославской городской думы.

Свое состояние Андронов сколотил на торговле железом. На территории имения, построенного в XIX веке, несколько столетий назад располагались флигель и хозяйственный дом, конюшня и каретник, деревянная часовня, сад с фонтаном и здание богадельни с выходом на Волжскую набережную. После революции усадьбу национализировали и отдали под коммуналки. Здания перестроили, а сад ликвидировали.

Купил и разрушил


Каждый, кто бывал на улице Терешковой, обращал внимание на руины из красного кирпича в районе пересечения с улицей Победы. Летом они покрываются деревьями и вьюном и выглядят от того еще более жутко — ведь это прямо у Волжской набережной. Эти остатки истории — один из усадебных флигелей. А голубое здание рядом — основной дом усадьбы Андронова. После затяжного периода советского пользования в 90-х впервые отреставрировали главный усадебный дом, чей фасад с резной лепниной выходит на улицу Терешковой.

На реставрацию здания сумели найти деньги

С этого времени у зданий постоянно менялись собственники — комплекс усадьбы разделили между собой несколько владельцев. И если отреставрированному главному дому с собственниками повезло больше, то флигели продолжили рушиться.

В 2004 году флигели усадьбы признали выявленными объектами культурного наследия. Этот статус подразумевает государственную охрану, но одновременно с этим исключает возможность любых строительных манипуляций со стороны собственника — до того момента, как здание не переведут в реестр памятников.

Фасад флигеля выходит на улицу Терешковой

В 2008 году правительство Ярославской области признало главный дом усадьбы памятником культурного наследия. Этот статус тоже подразумевает госохрану, но при этом допускает проведение реставрационных и ремонтных работ в соответствии с законом.

За 15 лет ни один из собственников усадебных флигелей так и не внес их в реестр. А потому даже противоаварийные работы на них по-прежнему считаются незаконными.

Территория усадьбы Андронова

Сейчас на территории усадьбы Андронова находятся два здания — основной дом и южный флигель, хотя всего год назад в комплекс входила еще одна постройка — северный флигель. Его в феврале 2020 года разрушил собственник. Тогда им был некий Александр Суханов.

Уголовное дело и быстрая смена владельца

Зимой 2020 года случился скандал: северный флигель разрушили и начали вывозить кирпичи. Активисты вызывали полицию и подавали заявления в различные инстанции. Думаете, это дело чем-то закончилось? Увы.

Груда камней от снесенного в 2020 году флигеля

— С 7 февраля 2020-го регулярно контролируем работу на территории усадьбы. Собственник был уведомлен, что здания являются выявленными объектами культурного наследия. Департаментом собственнику было выдано задание на проведение противоаварийных работ, которое не дает права на проведение каких-либо работ на объекте без получения разрешения. Разрешение на проведение работ собственнику не выдавалось. Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен, — говорили тогда в региональном департаменте охраны культурного наследия.

Однако Александр Суханов не остановился. Весной 2020 года он привлек к вывозу строительного мусора с территории компанию-подрядчика. Через пару месяцев, летом 2020 года, компания-подрядчик выкупила объект. Тогда же полиция возбудила уголовное дело из-за сноса флигеля.

От выявленного объекта культурного наследия не осталось ничего

— С предыдущим собственником мы когда-то работали. Он пригласил нас провести очистку, там мусор какой-то был свален. Мне этот человек был должен денег, немного. Когда я увидел, как он решает вопросы, от меня поступило предложение продать, на что он с удовольствием согласился. Потому что теми путями, которыми шел он, он бы этот вопрос не решил никогда. Что в целом понятно, потому что через два месяца, как я стал собственником, пришел запрос от прокуратуры. И в судебном порядке истину установили, — объяснил в разговоре с 76.RU новый собственник объекта Виталий.

Однако в реальности никакого суда не было. Он не состоялся из-за того, что в полиции до сих пор не смогли установить виновного в сносе флигеля.

— В настоящее время сотрудниками полиции принимаются меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по данному уголовному делу, — прокомментировали в УМВД по Ярославской области.

Что сейчас происходит с усадьбой

Уже год усадебным комплексом, помимо главного дома, владеет компания «Антарес». Та самая, которую весной 2020 года Александр Суханов привлек для разбора мусора. Компания «Антарес» специализируется на оптовой торговле лесо- и строительными материалами. Единственному учредителю, Виталию Загребневу, принадлежит также агентство недвижимости «Аргумент».

На территории установили бытовки

Когда мы пришли на территорию усадьбы, чтобы посмотреть на состояние выявленного памятника, нас встретил представитель собственника Виталия Загребнева. Инженер (так представился мужчина, отказавшись называть свое имя) рассказал, что они бьются с департаментом охраны культурного наследия за то, чтобы перевести сохранившийся южный флигель в реестр памятников. Сейчас работы проводить на объекте нельзя, флигель находится на инженерном обеспечении.

Готовят землю под строительство?


На территории усадьбы мы увидели вырытый котлован. Инженер пояснил, что он был нужен для археологических изысканий. Мы уточнили у самого собственника Виталия Загребнева, почему археологи решили проводить там раскопки.

— За этот год провели археологические раскопки по моей инициативе, чтобы понять, есть ли там что-то ценное. Археологи ничего ценного не нашли. Отчеты все есть, — объяснил Виталий.

Порталу 76.RU удалось найти научно-проектную документацию, составленную по результатам раскопок. В бумагах говорится, что работы были «спасательные археологические».

Спасательная археология, иногда называемая коммерческой археологией, — санкционированные государством коммерческие археологические исследования и раскопки, проводимые до начала строительства или другого освоения земель.

— Когда нужно что-то построить, раскопки ведутся не в научных целях, а в спасательных. Здесь говорится о мерах по сохранности памятников при проведении археологических спасательных работ. То есть понятно, что здесь раскопки ведутся не в научных целях, а под строительство. Слой земли просеивают, выкидывают, и можно строить, — высказалась градозащитница Ольга Мазанова.

Археолог и эксперт в области историко-культурных экспертиз Владимир Праздников высказал несколько иную точку зрения.

— Начнем с того, что последние лет 20 никто не разрешает археологам копать где хочется. Копают только там, где уничтожение угрожает культурному слою. На самом деле — если где-то предполагается строительство. В данной ситуации не о строительстве речь шла, а о возможности строительства, — объяснил археолог.

Под травой слева — котлован

Владимир Праздников объяснил, что есть границы территории памятника усадьбы. И в границах памятника не допускается капитальное строительство. Возможно лишь строительство компенсационное, то есть восстановление утраченных элементов.

— Понятно, что возможно восстановление флигелей, но они думали еще какой-то объем выстроить вдоль Волжской набережной. Но поскольку строить там нельзя, они, видимо, решили путем археологических раскопок посмотреть, вдруг там обнаружатся какие-то фундаменты и можно будет говорить о том, что в этом месте что-то стояло. Тем более, по архивным данным, начиная с конца XIX века и в XX веке там стояли сараи, была бронзолитейная каменная мастерская и где-то была богадельня. И вот они решили посмотреть, вдруг там окажется фундамент и можно ставить вопрос, чтобы восстановить утраченные элементы. Я так понимаю, что они пытаются решить вопрос: можно или нельзя. Фундаментов там мы не нашли. Единственное, нашли фундаментные столбы от постройки, скорее всего, бронзолитейной мастерской, которая вплотную примыкала к снесенному флигелю. Дальше вопрос не ко мне, а к архитектору. Он будет обосновывать объемы, которые они собираются выстраивать. Если вообще собираются. Пока никакого строительства там не предполагается, — объяснил Владимир Праздников.

«Завершу благое дело»

На вопрос о возможном восстановлении утраченного флигеля собственник Виталий Загребнев заверил, что в планах пока лишь внесение объекта в реестр памятников.

— У нас идет процесс работы с департаментом охраны культурного наследия. Сейчас очередной эксперт будет пытаться ввести-вывести объект. Планы — обновление и реконструкция, привести набережную в порядок. Мы даже растения со стен не можем выдрать пока, меня это раздражает. Не можем провести техническое укрепление стен со стороны Терешковой. Даже подготовку сделали, не касающуюся памятника, а завершить не можем из-за придирок департамента. За эти годы столько накуролесили, столько было собственников. Надеюсь, что я завершу благое дело, — сказал в разговоре с 76.RU Загребнев.

Сейчас собственник не может даже березы убрать с фасада

В планах — урезать территорию памятника


Однако версия дальнейшей застройки территории подкрепляется еще одним фактом. Ярославские общественники считают, что собственник пытается узаконить статус памятника за уцелевшим флигелем, но без придомовой территории. А это значит, что земля у дома-памятника может стать свободной от обременений.

— В настоящее время территорией памятника является вся территория усадьбы. Территорию памятника урезают почти по периметру южного корпуса. Это сделано для того, чтобы построить здание. Теперь, когда флигель снесли, они, видимо, как-то хотят поэтапно изъять территорию под ним и территорию двора из границ территории объекта культурного наследия. Сейчас этой экспертизой хотят по границе здания установить границы, — заявила Ольга Мазанова.

Предлагаемые границы объекта

Мы решили уточнить, почему границы памятника в планах проходят лишь по границам здания, и вновь позвонили собственнику. Увы, телефон был недоступен. Мы пошли за ответом на объект. Инженер, который спокойно разговаривал с нами сутки назад, в этот раз почему-то общаться отказался.

— Нет-нет. Всё, — промямлил он и захлопнул дверь бытовки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем: турист честно рассказал о тратах на отпуск в Карелии
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления