СЕЙЧАС +9°С

Андрей Алексеев, создатель киноклуба в Ярославле: «Иногда проще посмотреть "киношку" – и сразу стать немного умнее»

Создатель киноклуба в Ярославле Андрей Алексеев

Создатель киноклуба в Ярославле Андрей Алексеев

Поделиться

2016, объявленный Годом российского кино, пока медленно разворачивает свои флаги – кинопоказы российских режиссеров, открытие новых киноклубов... А 76.ru уже сейчас узнал о том, как киноискусство живет в Ярославле, пообщавшись с создателем первого киноклуба в городе Андреем Алексеевым.

– С какой целью ты создавал киноклуб в Ярославле?

–  Примерно два года назад мы задумались над тем, что в Ярославле нет некой площадки, которая генерировала бы в своем репертуаре особенный контент – фильмы, которые нельзя увидеть в обычном большом блокбастерном кинотеатре. И, по понятным причинам, такие фильмы не покажут в обычном кинотеатре, потому что аудитория какого-нибудь фестивального авторского кино всегда чуть ниже, чем с обычными фильмами с большими бюджетами. В Ярославле такой площадки нет, а она могла бы быть. Поэтому мы не побоялись такого слова как киноклуб. Поскольку киноклуб – это не просто кинотеатр, это место, где происходит общение, обсуждаются кинопроизведения, причем довольно живо у нас это происходит. Плюс репертуар составляется с учетом интересов зрителей. Городу была нужна именно форма работы со зрителем: не просто поставил киношку на экран и считаешь деньги, которое оно приносит. Киноклуб был востребован временем и аудиторией. Тем более город у нас не такой маленький.

– Ярославль можно отнести к городу киноманов?

– Поскольку кино очень многообразно в своих проявлениях, то практически у каждого фильма в нашем городе есть определенная аудитория. Правда, из 600 тысяч человек населения в кино ходит дай Бог 20-30 тысяч человек. Но и с этим можно работать. Нельзя сказать, что Ярославль – город киноманов, русский Голливуд – это, конечно, не так. Мы вполне себе средний по показателям город, где в людях можно пробудить интерес к киноискусству. Собственно, этим мы этим и занимаемся.

– А для чего вообще стоит смотреть кино?

– Кинематограф сегодня – это нечто глобальное, когда люди в разных странах имеют возможность чувствовать себя частью единого большого человечества. Кино объединяет, просвещает, образовывает. Когда у нас нет времени на медленное поглощение, впитывание информации через прочтение книг, иногда проще посмотреть киношку по какому-то известному, например, литературному первоисточнику, и сразу стать немного умнее и осведомленнее на ту или иную литературную классическую тему. И еще кино это визуализация образов, которые позволяют человеку расширять сознание, делать его более открытым для новых идей. В этом смысле кинематограф универсальное искусство, которое говорит на понятном доступном языке. Поэтому оно живуче и перспективно. Оно живет 100 лет в мировой истории – это не так и много, но у него очень большие перспективы на будущее.

– Культура просмотра: попкорн, еда. Насколько допустимы эти пределы?

– Надо признать, что в наше время неизбежна концессия общепита с просмотром кино. Это не только востребовано зрителем: когда уже автоматически рука тянется куда-то в темноте и закидывает во время просмотра какую-то простейшую еду. Это еще и очень хороший бизнес, что понимают те, кто занимается кинобизнесом. Понятно, что с точки зрения эстетики просмотра это не очень приятно для тех интеллектуально одаренных зрителей, чья целостность восприятия кино нарушается от того, что кто-то рядом шуршит и хрустит. Нужно с этим сейчас просто смириться. Или выбирать те кинотеатры, те фильмы, на которых гарантированно меньше таких зрителей. Например, в нашем киноклубе мы не отказались от попкорна, при этом наши зрители берут с собой меньше еды в зал, чем среднестатистический зритель с огромным ведром, заходящий смотреть трехчасовое кинополотно и еще выходящий за добавкой. Мой совет: если вы хотите этого избежать, выбирайте другое кино, где вы точно знаете, что люди воспитанные, и шуршат, и шумят меньше.

– Чтобы ты посоветовал посмотреть из текущего проката?

– Могу посоветовать посмотреть то, что участвовало в оскаровской гонке. Из впереди выходящих фильмов, также участвовавших и номинированных на Оскар, советую посмотреть фильм «Кэрол». Его называют самым красивым фильмом года, а главные роли здесь играют Кейт Бланшет и Руни Мара. Понятно, что в фильме есть определенный не очень популярный конфликт между героями, не очень популярный в России – тема альтернативной любви. Но, тем не менее, это снято очень красиво. Сейчас на экранах крутят «Да здравствует, Цезарь» – новый фильм братьев Коэнов, которые всегда радуют своим нестандартным подходом и оригинальным юмором. Или российский фильм, который был включен в программу Берлинского кинофестиваля прошлого года, и только сейчас дошедший до российского киноэкрана – «Тряпичный союз». Это совершенно восхитительный режиссерский дебют Михаила Местецкого. Эти фильмы можно найти, присмотревшись, как говорится, между строк. Понятно, что на первом месте афиш вы найдете «Зверополис» – отличный мультфильм от Диснея, не отрицаю, такие мультфильмы должны быть. Его можно смотреть вместе с семьей и смеяться во весь голос, но это история попроще. А если вы хотите чего-то посерьезнее, посложнее или поинтеллектуальнее, то нужно смотреть между строк. И такое в Ярославле теперь тоже есть, что важно.

– Кино или книга?

– В идеале нужно быть знакомым с первоисточником, чтобы идти и смотреть то, как это экранизировали. Поэтому, у действительно значимых произведений, лучше быть знакомым и с книгой, и с экранизацией. Классический пример «Трудно быть Богом»: книга волшебная, экранизация подкачала. И, если люди посмотрят, не прочитав, они могут разочароваться в этом произведении, а зря. Чтобы не разочаровываться лишний раз, а самому иметь представление, лучше идти в кино с прочитанной книгой. Или не идти в кино, а остаться со своим восприятием книги, и прожить в этом замороженном состоянии всю жизнь. Но нельзя отрицать, что только книга дает ответы на большинство вопросов.

– Кому бы ты отдал Оскар в этом году?

– Оскар в этом году был отличный, мы очень рады, что Леонардо Ди Каприо, наконец, взял свою статуэтку. Впервые получил Оскар за свою работу в кино за конкретный саундтрек к конкретному фильму («Омерзительная восьмерка») композитор Эннио Морриконе, которому исполнилось 87 лет. Оценки даны абсолютно справедливо: лучший фильм года ни разу не «Выживший» оказался, а драма «В центре внимания» – история о журналистском расследовании серьезного скандала в римской католической церкви. С раздачей в этом году получилось все хорошо. Замечательно, что очень много актеров еще есть в обойме, из которых составляют списки «кто следующий получит Оскар». Это говорит о том, что искусство кино очень востребовано, за ним хочется наблюдать, переживать ему, и оно постоянно развивается.

 

Фото: Фото и видео Льва Белкова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter