Город Михаил Груздев, директор департамента образования Ярославской области: «Я очень хочу, чтобы система образования была более открытой»

Михаил Груздев, директор департамента образования Ярославской области: «Я очень хочу, чтобы система образования была более открытой»

В области новый директор департамента образования. На днях губернатор Ярославской области Сергей Ястребов подписал указ о назначении на эту должность Михаила Груздева. Напомним, что до этого Михаил Вадимович был первым заместителем директора департамента. На посту директора Михаил Груздев сменил Татьяну Степанову, которая ныне является уполномоченным по правам ребенка Ярославской области. О том, какие изменения ждут региональную систему образования, в интервью 76.ru рассказал директор департамента образования Ярославской области Михаил Груздев.

– Каковы ваши приоритеты и основные направления в работе? Какие изменения ждут областную систему образования?

– В системе образования изменения происходят практически постоянно. Я не думаю, что они будут связны со сменой того или иного чиновника. Изменения должны происходить в соответствии с существующими проблемами. Прежде всего, мое пожелание самому себе и своим коллегам – я очень хочу, чтобы система образования была более открытой. В последние годы очень часто приходится слышать о том, что система образования предоставляет населению услугу. Безусловно, с точки зрения экономики так оно и есть. Образование – действительно отрасль экономики. Но я хочу, чтобы мы никогда не забывали о том, что образование в нашей стране – это прежде всего общественное благо и общее дело. Образование, школа являются продолжением тех процессов которые происходят в обществе в целом. И то, какой будет сегодня школа, решается не только в кабинетах тех или иных начальников, но и в самом обществе. Обсуждение процессов изменений в системе образования должно быть максимально открытым. И сегодня для этого есть возможности. Я хотел бы, чтобы эта открытость была на разных уровнях в системе образования.

– На всех уровнях?

– Решения, которые принимаются на уровне школы, и при этом влекущие серьезные изменения, должны быть обязательно обсуждены не только на уровне администрации школы, но и должны быть предметом рассмотрения на уровне управляющего совета, куда должны входить и родители, и представители социальных партнеров, общественных организаций. Чем сложнее вопрос, который обсуждается, тем более открытым и откровенным должно быть это обсуждение. И тогда, наверное, мы не будем в общественных социологических опросах фиксировать ситуации, когда население не удовлетворено работой системы образования. Это очень важно непосредственно на уровне образовательных учреждений. Что касается регионального уровня управления, я очень хочу в ближайшее время начать работу горячей телефонной линии в департаменте образования, где мы будем принимать не только информацию о проблемных ситуациях, но и предложения, идеи, которые есть у родителей, у наших партнеров. Вообще, наверное, сейчас идеи, свежие мысли, новые люди – они должны появляться. Действительно, главное достоинство и главный ресурс системы образования – это кадры. У нас есть очень хороший ресурс, и мы очень дорожим нашими ветеранами, но для нас крайне важно, чтобы появлялась яркая молодежь и новые идеи.

– Сейчас появились специальные ипотечные программы для учителей. Эффект виден? Выпускники вузов чаще стали приходить на работу в школы?

– Безусловно, появление подобных программ – это очень хороший знак. Ведь очень часто незакрепление молодого специалиста не только в образовании, но и в других социальных сферах связано с отсутствием жилья. К сожалению, пока это не очень масштабные программы, но в любом случае появляются новые проекты и на федеральном, и на региональном уровнях. Мы считаем, что у них есть хорошее будущее. Количество выпускников, которые приходят в школу, достаточно стабильно. Говорить о том, что у нас происходит заметное омоложение педагогических кадров пока рано. Но в любом случае, в школах достаточно много молодых педагогов и они всегда желанны.

– Какие изменения сейчас происходят в школах?

– За несколько лет облик школ очень серьезно изменился. В школы поступило оборудование нового поколения, которого здесь никогда раньше не было. Сейчас свое слово должны сказать педагоги. Мы должны сейчас понять, каким образом и что именно изменится в образовательном процессе с появлением этих новых возможностей. Безусловно, при всех изменениях (а сейчас мы переходим на новые школьные стандарты) главным мерилом успешности нашей работы будут результаты ЕГЭ.

– Каковы ожидания?

– В прошлом году наши школьники достаточно неплохо выглядели на федеральном уровне. Наша задача, как минимум, не снижать эту планку. Но сейчас я хотел бы обратить к директорам школ, учителям, родителям. Сейчас нужно особое внимание уделить тем ребятам, в отношении которых мы знаем, что они, скорее всего, не смогут сдать экзамен, получить положительную оценку. Это повод для того, чтобы организовать для этих групп ребят специальные занятия, чтобы все-таки минимальный пороговый уровень подготовки они продемонстрировали на ЕГЭ. Для нас очень важно, чтобы число ребят, которые не заканчивают школу в связи с отрицательной оценкой по ЕГЭ сократилось. В прошлом году их было около сотни. Это очень низкий процент, но мы понимаем, что за каждой цифрой стоит судьба ребенка. Важно, чтобы ребенок шел дальше по жизни успешно, мог выбирать, а не был вынужден в следующем году снова сдавать экзамен.

– Вы упомянули переход на новые образовательные стандарты. Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

Досье
Михаил Вадимович Груздев родился 28 марта 1964 года в Ярославле.
В 1986 году окончил Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д. Ушинского. С 1986 по 1992 годы работал преподавателем, заведующим кафедрой физической географии ЯГПИ. В 1992 году инициировал создание и был директором первого в Ярославской области инновационного учебного заведения «Провинциальный колледж». С 1999 года работает в департаменте образования Ярославской области – сначала в должности заместителя директора департамента, а с 2005 года в должности первого заместителя директора департамента. В 1990 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. В 2004 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Имеет ученое звание доцента.

– В прошлом году на новые образовательные стандарты перешли 1-2 классы. В этом году переходят третьи классы. И одновременно 30% школ на ступени основного образования (пятые классы) тоже перейдут в этом году на новые стандарты. Вообще этот переход – сейчас одна из ключевых задач в системе образования и это задача на ближайшие 4-5 лет.

– Эти стандарты существенно отличаются от прежних?

– Мы все время говорим об этом с педагогами: изменения заключаются не в перемене тем, которые изучают школьники, не в замене учебников. Это гораздо более сложная перестройка. Речь идет об изменении образовательных результатов. То есть тех результатов обучения, которые должны быть обеспечены в ходе образовательного процесса. Если раньше мы говорили о том, что эти результаты связаны, например, со знанием тех или иных тем по математике, литературе, истории, то сейчас кроме предметных результатов появляются, выражаясь профессиональными терминами, метапредметные результаты и личностные результаты обучения.

– В чем они заключаются?

– Метапредметные результаты – это те навыки, которые помогут ребенку быть успешным в жизни, уверенно выбрать профессию. Эти результаты свидетельствуют о том, что ребенок может работать с разными источниками информации, оценить, насколько информация достоверна или ее нужно подвергнуть сомнению, как сопоставить информацию, проанализировать разные блоки учебного материала. Самая главная задача заключается в том, чтобы ребенок мог определить собственную позицию по отношению к тому материалу, который он анализировал. Это достаточно новые навыки, и они потребуют глубокой перестройки учебного процесса. Потому что для того, чтобы научить ребенка какой-то теме по химии, по большому счету нужно рассказать эту тему, дать домашнее задание с пятой по седьмую страницу в учебнике. А на следующем уроке выяснить, насколько успешно ребята освоили материал. Когда мы говорим о компетенциях, умении работать с источниками информации, умении работать в группе, мы понимаем, что другой должна быть деятельность на уроке. Другие учебные задачи решает учитель вместе с детьми. Если говорить о личностных результатах – это ни что иное как возвращение вопросов воспитания в образовательный процесс. В прошлом законе «Об образовании» о воспитании вообще не было ни строчки. Сейчас вопросы воспитания снова приобретают особую актуальность.

– Мы часто слышим о победах ярославских школьников на олимпиадах, получении грантов. Число таких детей растет?

– Если говорить о предметных олимпиадах школьников, в нынешнем году у нас около 20 призеров олимпиад. Если говорить о талантливых детях, которые получили премию в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (мы называем эту премию «президентской»), то совсем недавно губернатор области вручил эти премии 68 юным дарованиям. Для сравнения скажу, что в прошлом году таких ребят было 54. Это ребята, которые показывают высокие результаты в сфере спорта, технического, научного творчества. Действительно, талантливые ребята Ярославской области ярко показывают себя на федеральном и международном уровнях.

– Но до школы дети ходят в детские сады. Как решается проблема обеспечения детей местами?

– Не секрет, что у нас более семи тысяч малышей стоят очереди для получения места в детские сады. Сегодня есть поручение губернатора Ярославской области о том, что в нынешнем году у нас будет разработана проектно-сметная документация для строительства не менее 15 новых детских садов в регионе. Это очень много, если учесть что в последние годы темпы строительства были низкими. Но опять же в развитии дошкольного образования важно сейчас заниматься вопросами, связанными с развитием негосударственного сектора, частных детских садов. Ведь дошкольное образование – это не обязательно большие сады, большие группы. Это могут быть и семейные детсады, частные негосударственные садики, где может быть пять-десять воспитанников. Это действительно ресурс для развития дошкольного образования.

– Насколько покроет дефицит мест строительство 15 новых садиков?

– Президентом поставлена задача: к 2016 году не должно оставаться детей старше трех лет, которые нуждаются в местах в детсадах. Сегодня в области около 1,5 тысяч таких детей. Но в любом случае, мы планируем закрыть больше половины очереди.

– Ну и нельзя не упомянуть о профессиональном образовании. Здесь тоже ожидаются нововведения?

– В профессиональном образовании ключевая задача заключается в том, чтобы структура специальности в наших учреждениях, с одной стороны, максимально соответствовала тем запросам, которые сегодня диктует экономика. С другой стороны, необходимо, чтобы качество подготовки ребят, которые заканчивают профессиональные училища, действительно соответствовало тем требованиям, которые сегодня предъявляет работодатель.

Фото: Видео Дмитрия РЕВЯКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем