В последние дни между властями Ярославля и области разгорелся конфликт, связанный с правами на распоряжение городской землей. Напомним, ранее эту тему поднял мэр Ярославля Евгений Урлашов. Он внес на рассмотрение депутатов областной думы законопроект, предусматривающий возвращение мэрии права распоряжаться земельными участками в городе. Речь идет об участках, на которые не разграничена государственная собственность. Сегодня в областной думе состоялось заседание рабочей группы по этому вопросу.
Сейчас в споре за право распоряжения землей в Ярославле закон стоит на стороне областных властей. Тот самый закон, который был принят под нажимом регионального правительства в 2007 году. Согласно написанному в этом документе, право на распоряжение некоторыми участками городской земли закрепилось за департаментом имущественных и земельных отношений.
Такой шаг был обусловлен приближающимся тысячелетием областного центра. Великий праздник всей губернии неумолимо подходил все ближе и ближе. Чиновники же опасались, опоздать со сроками освоения федеральных денег. Ожидалось, что новая форма работы с земельными участками позволит сократить бюрократическую волокиту и ускорить процесс строительства. Но, как всем известно, со сроками тысячелетия получилось не очень.
Не очень получилось и с развитием взаимодействия города и области в сфере земельных отношений. Спустя пять лет после принятия закона ситуация не улучшилась. Сегодня бюрократическая волокита, какой была, такой и остается. На оформление и согласование всех необходимых бумаг уходит более двух месяцев. Арендаторы, с которыми работают региональные власти, задолжали в общей сложности более 400 миллионов рублей. Также нужно добавить, что в бюджет Ярославля поступает 80 процентов средств, собранных в виде арендных платежей, а администрированием этих доходов занимается областной департамент имущественных и земельных отношений.
Сложившаяся на данный момент ситуация обнажает конфликт, зерна которого были заложены в 2007 году. Руководство города и региона уже пять лет работает по новому законодательству, давно действует множество правовых актов, которые невозможно просто так взять и отменить. Тем не менее в мэрии Ярославля уверены, что дальше в этих рамках работать нельзя.
«Оказалось, что я был одним из разработчиков этого закона в 2007 году, – рассказывает заместитель мэра Ярославля Олег Виноградов. – Сейчас я вижу, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели сократить бюрократические барьеры. Но получилось так, что около 70 процентов полномочий мэрии, связанных с земельными операциями, забрать у города нельзя – ни по закону, ни по здравому смыслу».
Виноградов утверждает, что и сейчас продолжается бюрократическая волокита, обмен документами между городскими и областными структурами растет. А когда существуют две структуры, то спросить не с кого. Получается, что процедура взаимодействия с областью превращается в переталкивание ответственности друг на друга.
«По-моему, нынешняя процедура излишне усложнена, – считает заместитель мэра. – Выйти из этой ситуации в рамках существующего закона невозможно. Кроме того, нужно объективно оценить пользу от участия областных властей в этом процессе».
Сейчас областной департамент имеет задолженности от арендаторов и собственников на миллионы рублей. Здесь уверены, что через суд удастся вернуть около 30 процентов от этих долгов. В этом свете нельзя не вспомнить о существовании фирм-пустышек, которые фактически не несут никакой ответственности за заброшенные участки. Депутат муниципалитета Ярославля Константин Шлапак предложил в ходе проработки этого вопроса внимательно изучить историю должников и выяснить, есть ли возможность изъять у них землю.
На это в департаменте отвечают, что работать с фирмами-пустышками крайне сложно: взять с них ничего невозможно, да и найти хозяев затруднительно. Заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Анна Желиховская переносит спор о земле на другой уровень.
«Вот землю часто называют городской, муниципальной, – говорит Желиховская. – А ведь с 1991 года вся земля в нашей стране – государственная. Городу принадлежит только та земля, на которой расположена муниципальная собственность. Остальная является государственной, и по закону заниматься ею может только региональная власть».
Говоря же о системе в целом, Анна Желиховская не соглашается с позицией Олега Виноградова. По ее мнению, существующая система требует улучшения в плане развития взаимодействия. «Мы считаем, что развиваться можно и в пределах существующего закона, – продолжает она. – Но сейчас позиция департамента еще до конца не определена – областные чиновники ждут, какой будет государственная политика в этой сфере. Решение по центральному федеральному округу появится в ближайшее время».
Ясно, что существующее положение дел требует серьезных улучшений. Однако, в настоящее время работу чиновников с землей регулируют уже два новых закона, а с ними связано множество правовых актов. Также нельзя не учитывать, что областной департамент ведет 404 договора аренды.
В итоге члены рабочей группы сошлись во мнении, что для более детальной проработки этого вопроса нужно собрать информацию и тщательно проанализировать ситуацию. Для этого мэрия должна подготовить административный регламент по работе с землей в городе. Областной департамент имущественных и земельных отношений – предоставить свой действующий регламент. Кроме того, областные власти ожидают государственного решения этого вопроса по центральному федеральному округу. Следующее заседание областной думы назначено на 29 сентября.