В Ярославской области растет количество ДТП с участием маршруток, сообщения о подобных случаях приходят почти каждый день. На этом фоне правительство региона готовит масштабную проверку всех перевозчиков и реформу систем тарифного регулирования и организации пассажирских перевозок.
На прошедшем накануне круглом столе «Итоги и перспективы развития дорожно-транспортного комплекса региона» губернатор Ярославской области Сергей Вахруков предложил проверить перевозчиков на предмет технического состояния подвижного состава и соответствия документации требованиям законодательства. Эту работу предстоит проделать в течение ближайших трех-четырех месяцев.
«В первую очередь мы должны заботиться о безопасности наших граждан, – подчеркнул Сергей Вахруков. – А недобросовестные «маршруточники» подвергают их риску, не соблюдая правила дорожного движения».
Подобные заявления из коридоров власти раздаются уже не первый раз. Еще весной прошлого года правительство приступило к разработке законопроекта «О транспортном обслуживании населения». Документ должен на законодательном уровне урегулировать вопросы безопасности и удобства пассажирских перевозок. А пока его «маринуют» в чиновничьих кабинетах, поездка на общественном транспорте остается опасным аттракционом. Так, недавно ГИБДД сообщила о двадцатипроцентном росте числа нарушений правил дорожного движения водителями автобусов и маршруток. Количество пострадавших в ДТП с участием автобусов по итогам прошлого года перевалило за сотню.
«Одной из причин сложившейся ситуации с аварийностью является то, что водители маршрутных транспортных средств осуществляют посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов и зачастую с грубыми нарушениями правил дорожного движения – на пешеходных переходах, посередине проезжей части дороги, на поворотах с ограниченной видимостью и так далее, – говорит заместитель начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Ярославской области Ирина Кузнецова. – Осуществление посадки и высадки пассажиров в неустановленном месте приводит к неожиданным маневрам со стороны водителей маршрутных транспортных средств, резким торможениям и, как следствие, созданию аварийных ситуаций, а также многочисленным случаям падения пассажиров в салоне автобуса».
Идея запретить маршруткам останавливаться где попало обсуждается давно. Первым шагом на пути к ее реализации стал запрет высаживать пассажиров на таких популярных «народных» остановках, как «у памятника Ленину» и на пешеходном переходе у Торгового переулка. При обсуждении вышеупомянутого законопроекта также звучало предложение лишить маршрутки этого опасного конкурентного преимущества.
«Мне не раз чудом удавалось увернуться от лихих маршруток, – говорит автомобилист со стажем Василий Смирнов. – «Маршруточники» в плотном потоке, двигаясь по левому ряду, бьют по тормозам и резко перестраиваются вправо, чтобы остановиться «где-нибудь здесь». Останавливаются они при этом таким образом, что перекрывают движение на одной из полос. И это еще далеко не всё, на что они способны в вечной погоне за прибылью. В общем, творят, что хотят, давно пора прекратить это!»
Не готовы вступиться за маршрутки и их клиенты. Люди жалуются на хамство, на бешеный стиль вождения и так далее и тому подобное: «Я лично видела, как водитель маршрутки одновременно курит, продает билеты, маневрирует на дороге и все это происходит на скорости 80 километров в час», – возмущена постоянный клиент маршруток Ирина Коровкина.
Помимо обсуждения вопросов безопасности участники заседания договорились также о совместной доработке и последующем принятии отраслевого тарифного соглашения. О подробностях планируемого соглашения пока ничего не известно. Вопросы повышения цен на проезд до выборов не трогают. Кроме этого принято решение о разработке соглашения, регламентирующего вопросы социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в организациях дорожного хозяйства и транспорта. Вопросы единых требований к перевозчикам по организации дорожного движения для создания удобных, безопасных условий для пассажиров власти также намерены отрегулировать новыми нормативными актами.
Отметив результативность комплексного обсуждения проблем дорожного хозяйства и транспорта, губернатор области предложил наряду с рабочими совещаниями по отдельным отраслевым вопросам проводить подобные заседания не реже двух раз в год.