Утром 28 декабря 2022 года рыбинский маньяк проснулся с мыслью о своем будущем, наверняка предполагая, что его ждет. 43-летнего Виталия Молчанова вывели из камеры в СИЗО и через пробку повезли по заснеженному Ярославлю в зал суда. Через несколько часов маньяк узнал, что никогда больше не увидит город, не сможет пройтись по новогодним улицам. Как и дети, которых он растерзал.
В сентябре 2020 года Виталий Молчанов изнасиловал, убил и надругался над телами сестер — 8-летней и 13-летней. Он не был им чужим. Школьницы переехали в Рыбинск вместе со своей мамой Валентиной — у нее был роман с Молчановым. Вчетвером они жили на первом этаже панельного дома на окраине города. Часто гуляли вместе по округе.
Наворачивал круги по клетке
Никто из родных Молчанова этим утром в суд не пришел. Мама от него открестилась много лет назад, родная сестра давно перестала ходить на судебные заседания. Первый госзащитник Олег Будник от Молчанова отказался, второй — Илья Горшков — был словно тень. Он ни слова не сказал журналистам, да и с подзащитным в зале суда общаться не стал.
До прихода судьи Виталий Молчанов нервно ходил по клетке с опущенными плечами и головой.
— Почему совершили такой страшный поступок? — столпившиеся журналисты начали выкрикивать вопросы.
— Комментариев нет, — тихо бросил Молчанов.
— Планы строите на будущее?
— Нет.
— Что думаете об исходе заседания?
— Пожизненное, — сухо сказал маньяк.
— Что бы вы сейчас сказали маме убитых девочек?
— Если бы можно вернуть, этого бы не произошло.
У маньяка спросили про проблемы с психикой. На этом вопросе он оживился, принялся рассказывать, что не осознавал своего зверства. Идею психических отклонений Молчанов продавливал с самого начала, и ему почти удалось — несколько раз подсудимого признавали невменяемым. Однако родные настояли на еще одной экспертизе, и в конечном итоге коллегия медиков решила, что маньяк осознавал, что делает.
«Меняется связь с реальностью и миром. Как когда ролики в интернете смотришь. То же самое — преступление. Я терял связь с тем, что происходит»
История повторилась?
После смерти девочек-сестер рыбинского маньяка обвинили в двойном убийстве с особой жестокостью, изнасиловании и надругательстве над телами умерших. По последнему эпизоду уголовное дело прекратили из-за истекшего срока давности.
В самом начале оглашения приговора выяснилось, что эти статьи для Молчанова хорошо знакомы. Судья зачитал справку о криминальном прошлом подсудимого: «В 2010 году Чкаловский суд Екатеринбурга по совокупности статей приговорил Молчанова к 11 годам лишения свободы в колонии».
Среди перечисленных статей были «Изнасилование», «Убийство», «Незаконное лишение свободы», «Надругательство над телами умерших». То преступление было крайне похоже на изуверство в Рыбинске: две девушки, обстоятельства аналогичные. Только жертвы тогда были совершеннолетние. Маньяк связал девушек, изнасиловал, убил одну из них. Из-за того что Молчанов был пьян, вторая пленница сумела освободиться и спастись.
— Они [убитые сестры] ничего не сделали. У меня изначально было. Еще с 2002 года мысли были, что предназначение есть и нужно совершить убийство. Но я не хотел убивать конкретно этих девочек. И вообще девочек. У меня прошлое преступление — там взрослые люди потерпевшие. И педофилию у меня не выявили. Врачи не подтвердили. Не было такого, что я специально искал себе таких жертв и что-то спланировал. Вот как мне вменяют: что я вышел [в 2019 году] и сразу спланировал эту ситуацию, это как-то очень нелогично и очень сложно получается, — заявил маньяк в суде.
«У меня изначально было. Еще с 2002 года мысли были, что предназначение есть и нужно совершить убийство»
После первого преступления Виталий Молчанов отсидел 9 лет и вышел досрочно. Начал переписываться с мамой будущих жертв. У них быстро закрутился роман на расстоянии. Бывший муж Валентины — оперативник, в браке с ним она прожила 10 лет. Потом завертелось с Молчановым, и Валентина выбрала его. Знала ли она о прошлом нового избранника — непонятно.
Валентина оставила бывшего мужа и старшего сына в Омске и переехала с младшими девочками в Рыбинск. Нашла работу в трех минутах от дома — в больнице. Дочек пристроила в местную школу.
Сотни ножевых, насилие над трупами
В суде Виталий Молчанов пытался доказать, что всё не так, как считает гособвинение. На его лице не было сомнений, словно он уверовал в то, что не причинил падчерицам страданий. Даже с учетом того, что каждой при жизни нанес больше 100 ударов ножом и топором. Выяснилось также, как именно маньяк это сделал: сначала изрезал и убил одну, потом пошел гулять на улицу со второй. Маньяк с девочкой даже зашли на работу к маме — передать теплые вещи. Молчанов купил падчерице вкусностей, а когда они вернулись домой — набросился.
Но сам он изо всех сил пытался доказать, что не насиловал девочек при жизни. А делал это только с мертвыми телами.
— Дело не в том, что произошла трагедия, — это всё я прекрасно понимаю. Дело в том, что у меня были отношения с Валентиной, и для меня важно, чтобы она поняла, что именно я совершил. Чтобы была понятна картина, что именно совершил, я буду это излагать в апелляционной жалобе. Все сможете увидеть, — уверенно говорил Молчанов со скамьи подсудимых. — Я думаю, для матери девочек это важно. Одно дело — просто убить, а другое дело — убить и изнасиловать. Это большая разница, я считаю. В тот день произошло убийство, изнасилование... Действия насильственного характера — они были по отношению к мертвым. Телам. Насилие к человеку, который находится в памяти, в сознании — это одна ситуация. Другое дело, когда какое-то насилие по отношению к мертвому телу.
«Для матери девочек это важно. Одно дело — просто убить, а другое дело — убить и изнасиловать»
Спонтанность действий маньяка легко можно поставить под сомнение: по версии обвинения, он заранее забрал у девочек телефоны, чтобы те не смогли позвонить маме. Валентина узнала о случившемся спустя несколько часов. Она пришла с работы и увидела стены, залитые кровью, расчлененные тела своих девочек.
Собирается оспорить пожизненное
По совокупности статей суд назначил Виталию Молчанову пожизненное. При этом по одному эпизоду насильственных действий сексуального характера Молчанов был оправдан за отсутствием состава. Иными словами, изначально его обвиняли в изнасиловании обеих девочек, но доказать смогли надругательство только над одной из сестер.
Судья постановил, что маньяк должен выплатить многомиллионную компенсацию — 10 миллионов рублей отцу убитых девочек и 2 миллиона — матери.
— Суд согласился с тем видом наказания, которое запрашивала сторона обвинения для Молчанова. По совокупности приговоров ему назначено пожизненное лишение свободы, которое Молчанов будет отбывать в исправительной колонии особого режима. На текущий момент приговор в законную силу не вступил, у сторон есть 10 дней для обжалования. Полагаю, что Молчанов данное право реализует, поскольку вину он в полном объеме не признал, не раскаялся. На судебном заседании Молчанов оспаривал последовательность своих преступных действий. Он указывал, что сначала он совершил убийство, после этого уже изнасилование и иные действия сексуального характера. А обвинение считало по-другому, вменялось, что преступления в отношении половой неприкосновенности были совершены до убийства. В этом основное непризнание вины заключалось. Я считаю, что это его способ защиты, — заявил гособвинитель по делу Петр Федоренко. — Молчанов давал достаточно подробные показания на протяжении всего следствия, единственное, что он в суде позицию поменял в вопросе признания вины. Также он по эпизоду совершения убийства оспаривал квалифицирующий признак убийства, совершенного с особой жестокостью.
После оглашения приговора Виталий Молчанов охотно разговаривал с журналистами. Казалось, что наивысшая мера наказания его не страшит. Он твердо заявил, что будет подавать апелляцию.
— Я признаю вину в своих действиях, что убил, что изнасиловал. Только действия сексуального характера трактуются по отношению к мертвому телу, не по отношению к личности. Это уже не личность, это просто мертвое тело. Это очень важно. И матери, наверное, будет легче всё это воспринимать, — уверенно говорил Молчанов под металлический лязг готовящихся для него наручников. — То, что я причинял страдания, издевался над ними — такого не было.
— Вы думаете, для матери это важно? Девочки были жестоко убиты, может, просто с честью встретить этот приговор? — спросили у Молчанова журналисты.
— Мы планировали создать семью. Очень много действий произошло именно с целью создания семьи. Отца переселили (папа Молчанова до этого жил в квартире, где произошло убийство. — Прим. ред.), ипотеку оформили, кредит взяли, ремонт сделали, девочек в школу устроили, одежду и обувь им покупали. То есть всё делали. Совместно прожили полтора месяца. А до этого отношения были 7 месяцев. Переписки, разговоры по телефону, — Виталий Молчанов сделал паузу. — Это всё [двойное убийство] произошло спонтанно.