Бизнес Малый бизнес бежит из сферы услуг

Малый бизнес бежит из сферы услуг

По различным оценкам, от 60 до 80 процентов малого бизнеса Ярославской области работает в сфере торговли и услуг. При этом подавляющее число предприятий занимается как раз торговлей, в сфере услуг ощущается острый дефицит как раз небольших предприятий шаг

В прошлом году населению было оказано услуг на сумму 37 с лишним миллиардов рублей. В структуре платных услуг населению в 2011 году наибольший удельный вес приходился на коммунальные услуги.

По различным оценкам, от 60 до 80 процентов малого бизнеса Ярославской области работает в сфере торговли и услуг. При этом подавляющее число предприятий занимается как раз торговлей, в сфере услуг ощущается острый дефицит как раз небольших предприятий шаговой доступности, что называется, у дома.

В большинстве развитых стран именно сфера потребления, небольшие, часто семейные предприятия формируют среду малого бизнеса и одновременно значительную часть ВВП страны. Очень часто небольшие ателье, прачечные, парикмахерские являются семейным бизнесом, передаваемым от поколения к поколению. Да и клиенты нередко приходят сюда семьями не один десяток лет. Причем подобная преемственность характерна и для спальных районов крупных мегаполисов и особенно для небольших провинциальных городов. В России совсем иная картина.

В Ярославской области в прошлом году объем платных услуг населению на 83,3 процента формировался организациями, и только 14,7 процента пришлось на предпринимателей – физических лиц. Да и структура своей рынка услуг говорит о том, что он еще практически только начал формироваться. Так, более трети на нем занимают услуги коммунальные, на втором – транспортные, на третьем – услуги связи. Объем бытовых услуг в 2011 году чуть-чуть не дотянул до двух миллиардов рублей. По сравнению с кризисным 2010-м их объем сократился больше, чем на четверть.

«У нас в городе очень мало предприятий, оказывающих качественные услуги. Рядом с домом негде починить обувь, чтобы сдать вещи в химчистку, надо ехать чуть ли не в центр, – рассказывает домохозяйка Анна Ермолина. – Как-то у меня сломался холодильник. Я стала звонить по объявлениям. Мне отвечают какие-то люди, которые даже не могут назвать фамилию и какую организацию они представляют. Ни официального документа, ни каких бы то ни было гарантийных обязательств после ремонта они не дают. Я живу одна и боюсь пускать в дом незнакомых людей. Так и пришлось подключать знакомых. У нас даже если имеешь возможность заплатить, все равно очень трудно получить услуги в цивилизованной форме».

Объем теневого бизнеса в этой сфере действительно доходит до 50 процентов. Нередко подобные услуги – просто подработка частных лиц, никак не оформленная документально. Интернет, бесплатные газеты и бесплатные же телефонные справочники пестрят объявлениями о сантехнических, ремонтно-строительных и прочих услугах. Как правило, в таких объявлениях указан сотовый телефон, а после получения денег за оказанную услугу по нему никто не откликается, так что исправить брак и устранить недоделки уже некому, не говоря уже о том, что подобные объявления могут использоваться разного рода мошенниками для попадания в квартиру.

«Я бы не против, так сказать, легализоваться, – говорит бригадир ремонтников Михаил Муртазов, – нам самим было бы легче ни от кого не прятаться. Но ведение даже такого маленького бизнеса, как наш, так забюрокрачено, сопровождается такой волокитой и такой сложной налоговой системой, к тому же постоянно меняющейся, что нам с этим не разобраться. А если еще и взятки придется давать, то прибыли мы вообще не увидим. А от своих заказчиков мы не скрываемся никогда, если где-то «накосячили», всегда исправляем бесплатно. И благодарные клиенты передают нас другим заказчикам».

Любой рынок – всегда некий баланс между спросом и предложением. В Ярославской области падают реальные доходы населения, отсюда и падение спроса на платные услуги. Доходы предприятий, оказывающих подобные услуги, невелики, а условия ведения бизнеса сложны.

«Многие потенциальные предприниматели, задумываясь об открытии своего дела, часто натыкаются на бюрократические препоны и разного рода ограничения, – считает бизнес-аналитик Алина Панаева. – Крайне дорога аренда помещений, для таких микропредприятий нередки неправомерные обременения, такие, например, как уборка и благоустройство прилегающих территорий. Между тем именно сфера услуг могла бы помочь и в формировании среднего класса, и в решении проблем безработицы среди молодежи, и в повышении роли предпринимательства в целом. Все это крайне важные задачи, не говоря уже о том, что параллельно будут решаться некоторые социальные задачи и улучшаться собираемость налогов, поступающих в областную казну. Власти, как никто, заинтересованы в развитии этого сегмента рынка, а значит нужны областные программы, льготы и субсидии».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем