Поток иномарок из Страны восходящего солнца не оскудевает уже много лет. Преимущества становятся очевидны сразу после первой встречи с праворукой машиной: пробег по Японии, каким бы он ни был, можно считать нулевым, качество сборки «для себя» на высшем уровне, а цена на модели выпуска не старше 2004 находится в пределах 350 тысяч рублей.
Разговоры о том, что праворульные машины запретят к эксплуатации на территории РФ, пока не вылились в конкретные меры. По нашим дорогам ездит приличное количество этих авто, и такой запрет ограничит в правах большую группу автовладельцев. Да, таможенные сборы увеличиваются, но дополнительные выплаты не сильно обременительны для физических лиц. Соотношение цена-качество автомобилей с Востока позволяет покупателям пока не обращать внимание на таможенные барьеры, да и на внутреннем рынке подержанных авто в России можно без труда найти себе недорого японца.
Возьмем, к примеру, «Субару-Импреза». Это одна из самых популярных моделей на рынке, основной из представленных вариантов – универсал, с приставкой Wagon. Внешне такая машинка выглядит не очень крупной и свободно чувствует себя в плотном потоке, но места внутри вполне достаточно, чтобы колени задних пассажиров не упирались в сиденья. Да и багажник у «Импрезы» довольно вместительный – поездка в поход с надувной лодкой, палатками и прочей атрибутикой полевой жизни не составит проблем.
Если покупать такую машину с правым рулем, то сильно порадует цена – от 300 до 330 тысяч рублей. Чаще всего на российском рынке Impreza Wagon встречается в переднеприводном исполнении. Конечно, фирменный субаровский 4WD – это манящая сказка, но даже с передним приводом машина идет как по рельсам – фирменная управляемость никуда не пропадает, как и оппозитно расположенный движок, который понижает центр тяжести. Так что этот вопрос не так принципиален в плане ходовых качеств (если, конечно, вы не выступаете в профессиональных соревнованиях по ралли). Зато играет большую роль в стоимости покупки – экономия до 30 тысяч рублей, то есть около десяти процентов.
Обслуживание японки также не станет тяжким бременем: если подойти грамотно, то есть не пользоваться услугами официальных сервисов, а искать запчасти через Интернет в России (в основном, центральной), то можно сэкономить далеко не одну тысячу рублей. Другой фишкой всех праворульных является потребность в пунктуальном и качественном ремонте – речь идет о своевременной установке оригинальных деталей. Но все это без проблем можно отыскать в сети, а найти себе постоянный качественный и недорогой сервис в Ярославле на самом деле не так сложно. Кроме того, нужно помнить: японки любят хорошее моторное масло, причем менять его желательно (в смысле, очень нужно) каждые семь тысяч километров.
«Свою машину я купил за 330 тысяч, с автоматической коробкой, – рассказывает владелец Subaru Impreza Wagon Василий, – причем она была в Ярославле. По запчастям – за два года я потратил на ремонт с заменой масла не более тридцати тысяч. Особо ничего не ломалось, только масло надо менять чаще. Не так давно покупал новые свечи: оказалось, что нужно ставить только оригинальные. В итоге потратил 2300 на четыре штуки. Вот сейчас пришло время заняться ходовой. Мастер говорит, что мелочи, все обойдется в пределах десяти тысяч рублей. Сейчас пробег на одометре – 115 тысяч километров. Прошлый хозяин вообще ничего не ремонтировал – незачем было».
Подвеска данной марки – это отдельная песня, но сейчас лучше поговорить о специфике покупок запчастей для японок вообще. Будь у вас праворульный Nissan, Toyota или Honda, из доступных вариантов – так называемые контрактные детали. Проще говоря, оригинальные железки с разборок по всей России. По Интернету и телефону оформляется сделка, и экспедиционная компания (а не «Почта России», это важно) уже везет вам необходимую запчасть. На практике ждать придется около десяти дней.
Пример – блок управления двигателем под водительским сиденьем одной японки, который пришлось выкинуть из-за того, что салон по колено затопило речной водой. Целый, оригинальный довольно быстро нашелся в Кемерово. Владелец утопленницы отдал за него две тысячи рублей. Еще триста рублей – доставка на фуре. Пока везли блок, машину своими силами (со знакомым автомехаником) полностью разобрали и просушили на солнце. Потом все прикрутили на места, сели и поехали.
Если обобщать, то целесообразность покупки праворульных автомобилей обозначенной категории вполне очевидна. За относительно небольшие деньги покупатель получает добротный салон, где ничего не скрипит, надежность, хорошее состояние и достаточно высокую динамику (у японок, как правило, небольшой вес, и для достойного разгона вполне достаточно 1,6-литрового двигателя, что уж говорить о двухлитровых). Взамен машина будет просить только регулярного обслуживания, что не так уж и трудно выполнять.
Единственным, что может удержать от такой покупки, остается, собственно, расположение руля. По правилам, конечно, так ездить можно, но по-человечески надо привыкать. В городе получается быстрее, а вот на трассе это может принести проблемы. К чему может привести излишний выезд на встречную полосу где-нибудь на М-8, объяснять лишний раз не надо. Как иначе обогнать, например, фуру – понять сложно. Владельцы таких автомобилей просто увеличивают дистанцию до обгоняемого. Делают, так сказать, все заранее.