На участке федеральной трассы Ростов Великий – Ярославль сегодня трудно остаться с пустым баком. Количество АЗС с двух сторон автодороги на подъезде к областному центру постоянно напоминает о приближении к столице. В бесконечной череде заправочных комплексов не хватает разве только британской марки BP. А в ближайшее время заработают, как минимум, еще три точки. Не приходится долго размышлять о прибыльности топливного бизнеса, а как насчет качества?
Бурное строительство АЗС сегодня ведется не только за городом, но и в его пределах. Владельцы так торопятся, что забывают известить региональную инспекцию государственного строительного надзора об окончании всех работ. Станции открывают, не дожидаясь контрольных проверок и без официального разрешения. Именно так, по данным прокуратуры, ОАО «ТНК-Ярославль» начало эксплуатировать автозаправочную станцию у дома №13 на Тутаевском шоссе. После проверки установлено аналогичное нарушение еще по одному адресу тем же монополистом.
«Результаты проверки послужили основанием для обращения прокурора Дзержинского района г. Ярославля в суд с заявлениями в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием запретить эксплуатацию указанных автозаправочных станции до получения разрешений на ввод их в эксплуатацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации», – сообщила старший помощник прокурора области Яна Смирнова.
Разрешения на ввод в эксплуатацию нет, а что же тогда с бензином, который уже успели продать? Ответ на этот вопрос, видимо, может дать только автомобиль. По закону в первые три года работы беспокоить индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по поводу качества дизтоплива и бензина на соответствие нормам техрегламента запрещено. Разрешены только плановые проверки и не чаще, чем раз в три года. Этим летом инспекторы возьмут пробы на АЗС, принадлежащих ТНК, и только в следующем проверят сеть АЗС «Газпром».
Огорчает и другое. С осени прошлого года из техрегламента, которым руководствуются надзорные инспекции, убрано требование к октановому числу. Теперь больше внимания уделено различным составляющим топлива (сера, бензол, железо, углерод и др.), экологическим характеристикам и безопасности.
В соответствии с законом «О защите прав потребителей»:
- потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
- изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
- изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
«Проверяя бензин, мы не можем теперь сами предъявить претензии к продавцу, если октановое число не соответствует заявленному. Когда продавец продает АИ-95, а по испытаниям октановое число оказывается ниже, то с точки зрения техрегламента он ничего не нарушает, а обманывает потребителя. Тут вступает в силу закон о защите прав потребителя, и он вправе потребовать возмещения за некачественную услугу, обратившись в Роспотребнадзор», – сообщила руководитель Территориальной инспекции РОССТАНДАРТа по Ярославской области Ольга Казанова.
Выход из этой ситуации нашелся. Для идентификации конкретной марки бензина в лаборатории все равно будет определено октановое число и в случае несоответствия будут извещены правоохранительные органы. Составлять административные протоколы на нерадивых «разливайщиков» бензина сама инспекция может только после плановых проверок и внеплановых, по обращениям жителей региона. Например, в прошлом году были оштрафованы работник и владелец АЗС, которая расположена в деревне Макарово на трассе Москва-Холмогоры. Содержание серы в продаваемом бензине превышало все допустимые нормы. Не зря один из потребителей пожаловался на взрыв в бензобаке. В начале этого года поступила жалоба на дизтопливо. Независимая экспертиза оценила качество проб топлива, взятых на пяти АЗС, и нарушений не выявила.
Так что, товарищи водители, если есть сомнения, то смело жалуйтесь. Это единственный способ вывести обманщиков на чистую воду. Первым делом, идите в Роспотребнадзор. Там подскажут, как действовать в случае заправки некачественным бензином и помогут составить жалобу для обращения в суд и возмещения ущерба в случае порчи имущества. Ну а если хотите подкрепить вашу претензию качеством бензина, который продается на подозреваемой АЗС, обратитесь в Территориальную инспекцию по техрегулированию. При составлении претензии необходимо указать конкретные данные.
«Нужно четко указать – кого проверять. Такая информация дается в чеках. Там указаны ФИО продавца, ИНН владельца и название организации. Желательно указать адрес или подробное местонахождение, чтобы из обращения не было двоякого чтения, что позволит его обжаловать другой стороне, – советует автомобилистам руководитель Территориальной инспекции РОССТАНДАРТа по Ярославской области Ольга Казанова. – Также в претензии необходимо указать вид топлива с названием и маркой и как можно подробнее написать о причиненном ущербе».
Если топливо не будет соответствовать техническому документу, то виновным вменят хорошие суммы штрафа. Их как раз с начала этого года повысили: для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц 100-300 тысяч рублей.