В Ярославле собираются полностью закрыть трамвайное движение. Об этом на заседании комитета региональной думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог 5 апреля сообщил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев.
Решение связано с необходимостью замены всех трамвайных путей в рамках модернизации трамвайного хозяйства по концессионному соглашению с компанией «Мовиста Регионы Ярославль». На время перекрытия трамвайного движения планируют временно открыть дополнительные маршруты другого транспорта.
— Скорее всего, мы будем закрывать трамвайное движение в этом году, чтобы за раз сделать все трамвайные пути. На период закрытия планируем ввести дополнительные маршруты сроком на 1 год на период модернизации трамвайного движения, чтобы они подхватывали пассажиров, которых мы не забираем из-за открытия трамвайного движения,— пояснил Баснукаев.
Когда и на сколько будет закрыто трамвайное движение, министр не уточнил.
Напомним, модернизация трамвайного хозяйства в Ярославле — это федеральный проект, в который попали 10 пилотных регионов. Для его реализации в конце 2022 года правительство Ярославской области заключило концессионное соглашение с московской компанией «Мовиста Регионы». Согласно договору, компания должна заменить в Ярославле 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, купить 47 новых трамваев (один уже доставили в Ярославль), реконструировать два путепровода и трамвайное депо. Затем в течение 20 лет фирма сможет пользоваться этим имуществом и получать прибыль от трамвайных перевозок. По истечении этого срока трамвайное хозяйство обратно перейдет в пользование города или области. Срок реализации проекта — с 2023 по 2025 год.
Бенефициарами «Мовисты» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы».
Перекладывать трамвайные пути начали с ветки на улице Блюхера, где ходил трамвай № 6. В октябре 2023 года здесь сняли рельсы, трамвайное движение временно остановили. Мы выезжали в этот район города и публиковали репортаж о том, как брагинцы обходятся без трамвая. 20 марта 2024 года власти сообщили, что на участке начались подготовительные работы к укладке новых рельсов.
Кстати, бывшая глава регионального дептранса Татьяна Черемных заверяла, что на время работ перекрывать трамвайное движение в городе не собираются.
Те, кто стоял у истоков трамвайной концессии в Ярославской области, сейчас находятся за решеткой. Главу регионального дептранса Татьяну Черемных задержали в мае 2023 года по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Вместе с ней под следствие попали директор «Организатора перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев, его заместитель Олег Ивановский и директор ООО «Мовиста Регионы» Александр Советников. Последнего подозревают в передаче взятки. По данным РБК, взятки Советников передавал с помощью фиктивного устройства сотрудников на работу в компанию «Мовиста». На самом деле деньги с зарплатных карт подставных сотрудников снимали Черемных и другие подозреваемые.
Между тем региональные власти сообщили, что хотят не только модернизировать старые, но и проложить новые пути. Для этого область подала заявку в федеральный проект.