В марте в Ярославле планируют начать укладывать новые трамвайные рельсы на улице Блюхера. Об этом 14 февраля на заседании комиссии муниципалитета сообщил генеральный директор ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Ярославль» Павел Копырин.
— В прошлом году мы приводили в порядок все документы, разрабатывали проект, проходили экспертизы. Также были демонтированы трамвайные пути на улице Блюхера на участке от Ленинградского проспекта до разворотного кольца. Сейчас мы выкорчевываем деревья и занимаемся их опиловкой. До конца февраля эта работа будет закончена. В марте начинаем земельные работы и строительство, — пояснил Копырин.
Также он напомнил, что в 2023 году в Ярославль привезли первый новый трамвай. Летом 2024 года планируется доставка еще 26 вагонов. Остальные 20 поставят в 2025 году. Правда, начнут ли они возить пассажиров до того, как поменяют рельсы, пока не ясно.
— Вопрос в том, смогут ли новые трамваи ездить по старым рельсам. У нас самый свежий трамвай был выпущен 17 лет назад. Новые по габаритам больше. К тому же они низкопольные. У нас инфраструктура на остановках рассчитана на высокопольные трамваи, есть опоры, которые расположены слишком близко к путям. Попробуем пустить трамвай в тестовую поездку и посмотрим, что получится, — пояснил директор предприятия «Яргорэлектротранс», в ведении которого сейчас находится ярославский электротранспорт.
Окончательно всю модернизацию трамвайного хозяйства обещают закончить в 2025 году.
— Это будут новые современные, тихие трамваи, ровные пути, вагоны с комфортными сиденьями и USB-зарядками, современное депо, совершенно новый уровень культуры труда, система, которая будет работать без сбоев, современные остановки с электронным табло, — констатировал Павел Копырин.
Напомним, в конце 2022 года правительство Ярославской области подписало договор с московской компанией «Мовиста Регионы» о трамвайной концессии в Ярославле. По нему компания должна вложить свои средства в развитие трамвайной инфраструктуры, а затем в течение 20 лет пользоваться имуществом и получать прибыль для компенсации вложений. По истечении срока соглашения трамвайное хозяйство должно обратно перейти городу.
Общий объем инвестиций в модернизацию трамваев оценили в 19,7 миллиарда рублей. Срок реализации проекта — с 2023 по 2025 год. В ходе модернизации должны заменить 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, закупить 47 односекционных низкопольных трамваев, создать новую систему электроснабжения, реконструировать два путепровода и трамвайное депо. Начать обновление хозяйства планируют с Дзержинского района.
Бенефициарами «Мовисты» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы».
Модернизация трамвайного хозяйства в Ярославле — это федеральный пилотный проект. В него попали 10 регионов.
Между тем, те, кто начинали работу по концессии в Ярославской области, сейчас находятся за решеткой. 24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере задержали главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского и директора ООО «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Последнего подозревают в передаче взятки в особо крупном размере. По данным РБК, взятки Советников передавал с помощью фиктивного устройства сотрудников на работу в компанию «Мовиста». Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие подозреваемые.
После коррупционного скандала с экс-главой Минтранса Татьяной Черемных и гендиректором «Мовисты» Александром Советниковым в компании заявляли, что это не отразится на обязательствах по концессии.