В Ярославле власти рассказали о ходе работ по трамвайной концессии. Многомиллиардный договор со столичной компанией «Мовиста» ярославские власти заключили в начале 2023 года.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
С февраля 2023 года планировали начать работы по модернизации трамвайной инфраструктуры. С первого квартала 2023 года по второй квартал 2025 года было запланировано строительство 45,3 километра трамвайных путей, восьми тяговых подстанций, трамвайного депо, двух путепроводов. Москвичи также должны купить 47 односекционных низкопольных трамваев. С учетом федерального гранта общая стоимость проекта — около 54 миллиардов рублей.
Началось со скандала
В конце весны прогремел транспортный скандал. 24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 УК РФ) задержали тогда еще главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского. Одновременно в Москве по этому же делу задержали гендиректора компании «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Его подозревают в передаче этой самой взятки в особо крупном размере (часть 5 статьи 291 УК РФ). Топ-менеджера доставили в Ярославль 26 мая для вынесения меры пресечения. В тот день все четверо подозреваемых отправились в СИЗО.
По версии следствия, гендиректор «Мовисты» передал чиновникам 1 миллион 605 тысяч 453 рубля за покровительство.
«Взятки Советников передал путем фиктивного трудоустройства сотрудников в ООО "Группа Мовиста". Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие фигуранты. Советникова задержали 24 мая в Москве. Свою вину в даче взятки он не признал», — сообщало издание РБК.
Всё идет по плану?
Через несколько дней после задержания Черемных и Советникова в «Мовисте» сделали заявление о перспективах работ в Ярославе. Изначально в планах было так: первым этапом (в 2023 году) — реконструкция путей по улице Блюхера. Вторым этапом — улицы Урицкого, Бабича, Труфанова, Волгоградская (работы запланированы на 1–4-й квартал 2024 года)
— «Мовиста Регионы Ярославль» продолжает выполнять обязательства в рамках концессионного соглашения. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы, летом приступаем к строительным работам, — сообщили 1 июня в пиар-отделе компании.
11 июня в Ярославле провели презентацию нового вагона «Львенок». Представитель компании «Мовиста» Павел Копырин тогда анонсировал, что новый вагон выпустят в рейс в августе 2023 года. С июня по август водители учились управлять новой техникой.
Модель 71–911ЕМ носит название «Львенок», ее производит московская корпорация «ПК Транспортные системы», сами составы собирают на заводе в Санкт-Петербурге. Трамваи односекционные, полностью низкопольные. Вместительность — 150 пассажиров. Салоны оснащены камерами наблюдения, климат-контролем, медиакомплексом и USB-розетками для зарядки гаджетов. В этом материале мы делали большой обзор нового состава.
Что успели сделать
Журналист 76.RU сделала запрос в областной дептранс о ходе работ по концессии: что уже сделано, к чему планируют приступить, когда на линию выпустят «Льевенка» и на каком маршруте он будет работать.
— Проект по комплексной модернизации трамвайного движения в областном центре переходит в активную фазу. Работы находятся в финальной стадии проектирования территории, с уточнением подземных и надземных коммуникаций, а также проведением анализа действующей инфраструктуры, — сообщили в департаменте транспорта Ярославской области. — Капитальный ремонт трамвайных путей предполагается начать с улицы Блюхера. До конца года на данном участке планируется обновить 4,6 километра новых путей. Первый «Львенок» используется для обучения водителей и ремонтного персонала. Анонс о его выходе на линию будет предварительно объявлен.
Иными словами, к физическим работам на объявленном участке еще не приступили, а «Львенок» пока не познакомился с ярославскими рельсами.
Что нужно знать о ярославском транспорте:
как чиновники и столичный топ-менеджер перекроили транспорт в Ярославле и России;
какие проекты лоббировала глава дептранса, задержанная по подозрению во взятках;
что стоит за трамвайной концессией в Ярославле. Большой разбор.