Серьёзные изменения ждут ярославских автомобилистов. В городе глобально изменят принципы движения на основных магистралях. Одним из новшеств станет дорожная разметка. По новой схеме уже переделали перекрёсток Московского проспекта и улицы Калинина. Своим мнением о происходящем поделился урбанист Александр Багно.
Переход на разметку из пластика — это хорошо. Она служит дольше, чем разметка краской. Её уже используют несколько лет многие крупные российские города.
Сужение полос — тоже хорошо. Это позволяет эффективнее использовать проезжую часть. По узким полосам водители едут внимательнее и медленнее, что повышает безопасность дорожного движения, а высвободившееся пространство можно отдать под велодорожки, полосы для поворота или парковку, которых не хватает городу.
А вот избавление от пешеходных переходов — вредная мера. Раз где-то есть пешеходный переход, значит, людям там нужно попадать с одной стороны улицы на другую. Молодёжь сможет пройти до сохранённых переходов, а пенсионерам и инвалидам это будет тяжело, и они станут рисковать жизнью, переходя в удобных местах. На пешеходных переходах водители ожидают появления людей на проезжей части. Если их убрать, появление людей на дороге станет неожиданностью для водителей, и это будет вести к повышению количества наездов на пешеходов. Если кто-то думает, что проблему можно решить установкой пешеходных ограждений, это не так. В городе невозможно поставить сплошные заборы вдоль всех улиц. Этому мешают остановки и выезды из дворов, которые зачастую располагаются друг напротив друга. А экипаж ДПС, который бы штрафовал пешеходов, невозможно поставить у каждого подобного места.
Теперь про новую разметку на перекрёстке Московского проспекта и Калинина. Сначала плюсы.
Уменьшение ширины полос, как уже отмечено выше, это хорошо. Но проектировщики неправильно мотивируют это только увеличением пропускной способности. Конкретно в этом случае пятая полоса сильно не повысит пропускную способность, потому что она будет только для правого поворота на ЮЗОД. А вот количество аварий из-за превышения скорости уменьшится.
Исправляется ошибка, из-за которой сейчас водителям, едущим из центра по Московскому проспекту в левой полосе, перед перекрёстком с улицей Нефтяников приходится перестраиваться в среднюю, потому что она выделена только для разворота, при этом у остановки «Крестобогородская» правая полоса разделяется на две. Проектировщики предлагают после остановки все три полосы плавно сместить правее, а перед перекрёстком с Нефтяников левую полосу разделить на две: одну для движения прямо, другую для разворота.
Устраняется странная организация движения на Московском проспекте при движении в центр после перекрёстка с Нефтяников, где сейчас внезапно исчезают две правые полосы, а из ниоткуда появляется левая. Теперь полосы, которые на перекрёстке выделены для движения прямо, будут плавно смещаться левее и заканчиваться будет только крайняя правая полоса.
Эффективнее используется проезжая часть перед перекрёстком с Калинина при движении из центра. Сейчас здесь четыре полосы, будет пять.
Теперь про минусы, их в этом проекте больше.
Странно сделан правый поворот с ЮЗОД на Московский проспект. По новой схеме он выводится на тупиковую правую полосу у автосалона. При этом менее интенсивный левый поворот с Калинина будет разрешён во все три оставшиеся полосы. Массовое перестроение автомобилей снизит пропускную способность перекрёстка и может увеличить количество аварий. Было бы лучше совсем убрать тупиковую правую полосу на Московском проспекте, отдав её под парковку либо под полосу разгона для въезда к автосалону.
По проекту светофор будет перенастроен. Теперь вместо трёх фаз будет четыре, по одной для каждого направления. И длительность цикла составит 140 секунд. Автомобилистам придётся ждать зелёный на Московском проспекте 100 секунд, на Калинина и на ЮЗОД — 118 секунд, а пешеходам со всех сторон перекрёстка — 116 секунд. Это может не только не увеличить пропускную способность, но и привести к образованию серьёзных пробок перед перекрёстком. Длинные циклы также повышают аварийность с участием пешеходов. Люди берегут своё время и начинают массово переходить на красный. Это особенно ярко проявляется в Москве, где чаще всего происходят наезды на пешеходов на регулируемых перекрёстках с длинным циклом. Проблему можно решить увеличением продолжительности времени зелёного для пешеходов до длины фазы для машин по Московскому проспекту.
Убирается пешеходный переход через Московский проспект на перекрёстке с Калинина. Теперь расстояние между переходами на Московском проспекте увеличивается на 100 метров и становится больше 2 километров. По нормам же расстояние между пешеходными переходами в городе должно быть 200–400 метров. Этот переход можно сохранить, убрав избыточную продолжительность зелёного для автомобилей, поворачивающих направо с Калинина на Московский проспект. Он будет гореть 60% цикла — 84 секунды из 140. Для сравнения, зелёный для основного потока прямо по Московскому проспекту будет гореть всего 40 секунд, или 29% цикла.
Ухудшаются условия для общественного транспорта на остановке «Крестобогородская» в направлении из центра. Здесь при помощи разметки делается карман. При отъезде от остановки общественный транспорт принято не пропускать. И тут либо водители автобусов будут ждать, когда им кто-то уступит дорогу, либо будут нарушать правила и ехать по создаваемой при помощи разметки обочине, встраиваясь в поток. Было бы лучше оставить посадку на остановке непосредственно из правой полосы.
Проект не учитывает развитие общественного транспорта. На перекрёстке сходится много маршрутов общественного транспорта, и когда-нибудь здесь возникнет необходимость в пересадочном узле между маршрутами в центр и маршрутами, едущими с Калинина на ЮЗОД. Для этого нужны будут пешеходные переходы через Московский проспект с обеих сторон перекрёстка.