

В Рыбинске на выходных произошел скандал со сносом исторического Дома народного творчества на улице Чкалова, 13. Экскаватор приехал к зданию поздним вечером и оставил от него деревянные руины. Власти признали, что на городском уровне они бессильны в таких ситуациях и о намерениях собственника не догадывались.
История разделила людей на лагерь из горюющих по утрате исторической памяти и обрадовавшихся избавлению от старой деревяшки.
Корреспондент 76.RU Алина Шибаева порассуждала на тему того, как в регионе относятся к домам-памятникам и почему упоминание о них всё чаще вызывает у людей злобу и даже отвращение. Подробнее — в авторской колонке.
— В истории со снесенным в Рыбинске деревянным домом особенно интересной кажется реакция властей. На странице мэра Дмитрия Рудакова буквально сразу после случившегося появилось несколько постов, где собственника здания, как котенка, тычут носом в место, где он «нашкодил». И снес, мол, под покровом ночи, да еще и в праздничный день. Стыдно должно быть, товарищ!
Следом на странице мэра появился еще один пост, где говорилось о том, что в Рыбинске будут охранять оставшийся памятник деревянного зодчества — Бурлацкую больницу. И обещание, что теперь местным школьникам будут показывать фильмы об уникальности Рыбинска. На будущее.
— На уровне города мы не можем изменить законы. Но можем привлечь внимание к фактам вандализма в зоне исторической застройки, — говорит мэр.
И вроде посыл понятен и благороден — нужно с трепетом относиться к своей истории. Только вот фото, иллюстрирующее пост, вызывает мысли не о культурном наследии, а о том, как жалко выглядит сам памятник истории, который призывают беречь. Разбитые окна заколочены досками, на крыше под слоем снега виден прибитый к посеревшему от времени резному карнизу кусок брезента. Наследие так наследие, без слез не взглянешь.

Подобные истории в регионе не редкость. Чего стоит один разрушенный Дом со штурвалом в Ярославле, здание начальной школы, в котором училась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, Дом Рожкова на углу проспекта Октября и Республиканской улицы. Постыдный список забытой и заброшенной истории может быть очень длинным.

Не всегда такие дома принадлежат частникам. Например, мэрия Ярославля не первый год пытается продать Дом жилой Кубасова, расположенный на Портовой набережной. Стартовая цена аукциона — 3,7 млн рублей. За эти деньги (минимум) собственник получит покосившийся двухэтажный деревянный дом. Бонусом — девять кругов бюрократического ада и череда дорогостоящих экспертиз и согласований, чтобы историческую хибару можно было привести в божеский вид, не говоря уже о полноценной реставрации. Да, именно хибару, другое слово подобрать сложно, какой бы историей ни обладало здание.
Про жесткость законодательства в отношении домов-памятников говорят даже сами архитекторы. Хотя, стоит отметить, власти дома всё-таки не сносят, а пытаются передать полуразвалившийся объект культурного наследия в руки частных собственников. Последние надеются найти для себя выгоду в сделке, но выгоднее получается сломать.

И таких домов в Ярославской области не счесть. Ситуация в Рыбинске обнажила, не побоюсь этого слова, двуличие. Мы виним собственников, выкупивших дом, но ничего не делаем со зданиями сами, пока они находятся в руках власти. Нет денег, нет возможностей, чего-то еще. Пойдем рассказывать в школы, как важно хранить историю наших предков, но годами будем пытаться сбыть с балансов городов эту память. Наверное, прежде чем пытаться прививать людям любовь к своей истории, нужно эту любовь показать самим. А уж потом требовать ее от собственников зданий да и самих горожан.
Согласны с мнением автора?