В Ярославле никто не хочет брать на себя ответственность за разрушающийся памятник жертвам стачек на Красном Перекопе. Недавно мы рассказывали про горожанина Артура Стажкова, который с открытым письмом обратился к губернатору Ярославской области Михаилу Евраеву. Ярославец призвал сохранять и чтить собственную историю и попросил помощи в восстановлении мемориала.
Стачки на Красном Перекопе шли с 1895 по 1905 год. Рабочие фабрики «Ярославская большая мануфактура» требовали улучшения бытовых и профессиональных условий, 8-часовой рабочий день. Их положение было тяжелым из-за больших штрафов и снижения расценок. Две крупные забастовки закончились расстрелами со стороны царской армии. Погибших в декабре 1905 года похоронили в братскую могилу на окраине Донского кладбища, прощаться с ними пришли 20 тысяч человек — жизнь города тогда встала. В 1935 году на месте братской могилы установили монумент. Эти столкновения считаются самыми ожесточенными между работниками и бизнесменами в истории Ярославской области. Сам период забастовок рабочих растянулся во всей губернии до 1916 года, в отдельные моменты бунтовали около половины трудящихся. За период 1895–1905 годов в Ярославле насчитывается 36 стачек, в которых участвовали 11 тысяч рабочих, в основном, текстильных и табачных фабрик, а также железнодорожники, типографские рабочие и студенты Демидовского лицея. Стачки рабочих переросли в революционные антимонархические движения. Подробнее об истории ярославских либеральных восстаний против власти и промышленников можно почитать тут.
Спустя полторы недели реакции от властей на открытое письмо Артура Стажкова не последовало. Он рассказал об этом в разговоре с 76.RU.
— Увы, со мной не связался ни один представитель власти, хотя я знаю, что публикацию про памятник видели и в мэрии, и в правительстве, и в ЦУРе (Центр управления регионом. — Прим. ред.). Мне написали только неравнодушные жители города, что готовы помогать. Скоро разошлем пару писем. Если в ближайшее время ответа так и не будет, то начнем масштабную кампанию по сбору подписей — перекопские старожилы до сих пор общаются друг с другом, поэтому уверен, что перешагнем за 1000 подписей, — объяснил Артур.
Судя по публичной кадастровой карте, памятник жертвам стачек стоит на границе участка муниципального кладбища. Землей с декабря 2012 года владеет муниципальное казенное предприятие «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», подведомственное мэрии Ярославля. С 2009 по 2012 год землей под памятником напрямую владела мэрия.
Мы сделали запрос в мэрию, кому принадлежит памятник и что с ним будут делать.
— Инициатором установки памятника являлась фабрика АО «Красный Перекоп», оно же является и собственником объекта, — сообщили в мэрии Ярославля. — На сегодняшний день прорабатывается вопрос восстановления памятника или установки нового памятного знака.
На фабрике с заявлением властей не согласились. Мол, памятник им никогда не принадлежал, а реставрировали его раньше на добровольных началах. Замдиректора фабрики сказал, что пост Артура Стажкова видел.
— Это не собственность фабрики. Это муниципальная собственность. Когда кладбище передавали — меняли обязанность ухода за этим памятником, если память мне не изменяет. Мы когда-то занимались спонсорской помощью, поддерживали его в порядке. Это было около 10 лет назад. У нас и тогда не было обязанности, но инициатива была наша. Потом потихоньку всё ушло. Я не знаю, кому потом передали, но бюджет там был и должно было оставаться и на памятник, — сказал в разговоре с 76.RU заместитель директора АО Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп» по общим вопросам Вячеслав Бобрышев. — У нас даже специалистов уже нет. Мы раньше что-то подштукатурим, что-то подкрасим обычными красками, косили траву. На бытовом уровне.
Кто должен восстанавливать и содержать памятник?