Снос главного троллейбусного депо № 1 на улице Городской Вал в Ярославле — это скандальное решение властей, однозначную оценку которому до сих пор дать трудно. На его месте сейчас идет стройка, возводят элитный жилой комплекс из двух зданий. В 2019 году власти Ярославля вели переговоры с крупным подмосковным девелопером 3-RED, в результате заключили трехстороннее соглашение, снесли депо и разрешили стройку.
О том, какие проблемы появились у электротранспорта в городе и что получил Ярославль взамен за землю по соглашению, мы писали не раз. В этом материале мы хотим взглянуть на первопричины случившегося. На то, о чём не раз упоминали СМИ: кто стоит за самой идеей глобального проекта, поставившего под вопрос судьбу экологичного электротранспорта.
Редакция 76.RU выявила связи, подтвержденные документами из открытых источников. Мы не делаем выводов, порочащих честь и достоинство лиц, упоминаемых далее в статье. Ограничимся только фактами.
С чего всё началось
В апреле 2019 года рабочие «Яргорэлектространс» написали открытое письмо о том, что их будут сокращать, а депо закрывать. Тогда информация о сносе звучала как байка, которую спровоцировал страх рабочих потерять свои места. К лету власти признали факт, как тогда говорилось, оптимизации электротранспорта и закрытия депо № 1. Но никаких подробностей больше не было.
Информация о том, что «оптимизация» электротранспорта обернулась освобождением земли в центре Ярославля под застройку, официально подтвердилась к августу 2019 года. Мэрия презентовала соглашение между застройщиком, «Яргорэлектротрансом» и комитетом по управлению муниципальным имуществом.
По соглашению всё имущество и землю депо № 1 оценили примерно в 245 миллионов рублей: 131,692 миллиона — это рыночная стоимость зданий на территории депо и 104,091 миллиона рублей — стоимость земли. На эту сумму договорились с застройщиком, что он:
на 80–95 миллионов рублей покупает тяговую подстанцию и устанавливает ее на улице Городской вал, чтобы питать контактную сеть в центре города. Старая подстанция была построена в 1949 году, она находилась в аварийном состоянии, из-за чего нередко вставало движение троллейбусов в центре;
разницу в стоимости общего имущества депо (131,6 миллиона рублей) и стоимости подстанции (в итоге была куплена за 50 миллионов рублей) застройщик перечисляет на закупку не менее 10 новых троллейбусов в течение 2020 года. Фраза «не менее 10» прописана в самом соглашении. Этих денег (80 миллионов рублей) по рыночным ценам хватит примерно на 4 машины. Мэрия пытается принять участие в программах Минтранса, чтобы получить финансирование или скидку на лизинг и взять сразу 20 троллейбусов в кредит;
131,692 миллиона рублей вложит в развитие «Яргорэлектротранса»;
1320 квадратных метров. жилых помещений и 75 квадратных метров нежилых площадей получат в собственность мэрия Ярославля и «Яргорэлектротранс»;
передаст городу проект пристройки к школе № 1 на улице Салтыкова-Щедрина, 75.
Контракт заключили в 2019 году на пять лет.
Все эти цифры нам предоставила первый заместитель мэра Ярославля Алла Кибец (ныне уже уволившаяся) в августе 2019 года.
Чья перспектива
В Ярославле от имени подмосковного девелопера возводит элитный ЖК «Сердце Ярославля» компания «Перспектива». Застройщик уже продает квадратные метры, презентуя будущий комплекс с двором без машин, квартиры с террасами и даже двухуровневые апартаменты.
Если быть точнее, то это ООО «Специализированный застройщик "Перспектива"» (ИНН 7604356115), зарегистрированный в Ярославле в ноябре 2019 года. Генеральным директором является Константин Стародубцев, возглавляющий еще две строительные компании в городе Люберцы Московской области. Учредителями компании стали:
ООО «Веста-СФ Люберцы» (ИНН 5056005539) — основным видом деятельности компании является подготовка к продаже собственного недвижимого имущества. В «Перспективе» имеет долю 50%, или 5000 рублей, которая находится в залоге у Сбербанка, как и у всех остальных учредителей.
Азизова Ирина Валерьевна (ИНН 502715042503) — предпринимательница из Люберец, ее имя значится еще в пяти местных компаниях. Вместе с Азизовым Мали Мамедовичем и Азизовым Шамилем Мамедовичем она основала в Подмосковье компанию по управлению арендованным имуществом «Респект» (ИНН 5027141449). В «Перспективе» держит долю в 25%, или 2500 рублей, которая находился в залоге у Сбербанка.
Федотова Елена Владимировна (ИНН 501500778228) не значится ни в одном предприятии в стране ни как учредитель, ни как директор. В «Перспективе» имеет долю в 25%, которая также находился в залоге у Сбербанка.
Желябовский Александр Валерьевич (ИНН 772075824330) вместе с Ириной Азизовой пересекается в люберецкой компании по перевозкам «Багира», а также в московской компании по управлению имуществом ООО «Лига», где фигурирует и Мали Азизов. Исключен из списка учредителей «Перспективы» в марте 2021 года.
Алфимова Людмила Михайловна (ИНН 504004322225) также является генеральным директором строительной компании «Тройка инжиниринг» в подмосковном городе Видное. Исключена из списка учредителей «Перспективы» в 2020 году.
Наше внимание из всех действующих учредителей привлекла именно Ирина Азизова. По документам через предпринимательницу из Подмосковья выстраивается интересная схема. Мы не просто так упомянули ее вместе с совладельцами и однофамильцами Азизовыми. Дело в том, что ее однофамилец (вероятно, супруг), бизнесмен Мали Азизов является соучредителем ярославской компании по продаже питьевой воды «Ключ здоровья» (ИНН 7602147035), из-за которой в Ярославле разразился скандал. Дело в том, что мэрия Ярославля оказала большую поддержку новой в городе компании, в нарушение разных норм предоставив места под ларьки. А одно из городских предприятий с легкостью выдало кредит на 7 миллионов рублей частной фирме «Ключ здоровья». Кроме того, след от учредителей этой конторы ведет непосредственно к мэру Ярославля Владимиру Волкову. Прокуратура Ярославля вынесла представление градоначальнику, указав, что он не исключил возможности конфликта интересов в истории с ларьками с водой.
На первый взгляд, разобраться трудно: перечислено немало имен предпринимателей из Подмосковья, а также имя мэра Ярославля (он тоже приехал из Люберецкого района, владеет там недвижимостью).
Поэтому мы отразили систему связей различных компаний через их учредителей и директоров в этой графике.
Были инсайты
Сам застройщик открыто говорит о своих планах. О том, что сделано, а что еще нет. Директор по маркетингу и рекламе компании «Тройка Рэд» Мария Хурамшина рассказала о деталях соглашения.
— Девелопер 3-RED с момента своего основания в 2011 году строил жилые дома только в Московской области. В 2018 году специалисты компании изучали рынок жилой недвижимости крупнейших городов ближайших к Москве областей: Тверской, Ярославской, Владимирской, Калужской и Рязанской. Компания предполагала запустить пилотный проект в одном из рассматриваемых регионов. Анализировались платежеспособный спрос, состояние рынка жилой недвижимости, структура предложения и потенциальные площадки под застройку.
Наши специалисты постоянно мониторят тендеры по Москве и Московской области. В основном нам присылают информацию об интересных площадках то риелторы, то компании, с которыми работали ранее. Иногда это просто инсайты. Не все площадки простые в реализации. Особенностью проекта на улице Городской вал в историческом центре Ярославля была в том числе обязанность будущего инвестора в кратчайшие сроки осуществить сооружение современной тяговой подстанции на соседнем c участком будущей застройки участке с последующим последовательным сносом ряда строений троллейбусного депо на самом участке будущей застройки. При этом подключение новой тяговой подстанции к существующей электросети необходимо было осуществить без прерывания работы троллейбусно-трамвайного сообщения, то есть переключение со старой на новую подстанцию было необходимо провести за одну ночь. Несмотря на то, что подобного опыта у 3-RED на тот момент не было, по совокупности показателей будущей экономики проекта было принято решение участвовать в открытом конкурсе на право заключения инвестконтракта на застройку соответствующего участка.
Напомним, аукцион на поиск подрядчика-инвестора «Яргорэлектротранс» размещал на московской электронной торговой площадке SETonline. Ею в Ярославле практически никто не пользуется: с 2019 года ни одно городское или областное предприятие не размещало там свои предложения. Мэрия Ярославля не отрицала, что «Перспектива» была единственной заявившейся на эти торги компанией.
Кто и что получил в итоге
К моменту выхода статьи стороны терялись в ответах о том, какие точно условия были прописаны в инвестиционном соглашении, что и когда должно быть исполнено. Изменились и его условия. Например, уже к марту 2020 года мэрия опубликовала на своем сайте информацию, что соглашение подписано не на 245 миллионов рублей, а на 230 миллионов. И проект школы несколько уменьшился в масштабах: вместо пристройки на 500 мест будет на 400. Зато квартирами и коммерческими площадями в новом ЖК город решил взять больше.
Нам удалось установить, что точно выполнили:
город отдал застройщику территорию депо;
застройщик купил, установил и передал Ярославлю модульную тяговую подстанцию для питания контактной троллейбусной сети (около 50 миллионов рублей).
В процессе:
застройщик готов перечислить деньги на покупку троллейбусов;
заказал разработку проекта общеобразовательной школы на 400 мест, оплатив аванс за него;
власти и застройщик определили и забронировали квартиры, которые передадут мэрии после окончания строительства.
Только после окончания строительства (2024 год):
на 1700 квадратных метров передадут квартиры и площади в новом комплексе на баланс мэрии Ярославля и «Яргорэлектротранса».
Кроме того, в мэрии заявляли об инвестициях в развитие элетротранспорта на 131,692 миллиона рублей (они входят всё в ту же сумму 230 миллионов рублей по соглашению).
В конце мая 2020 года мы отправили запрос в городскую администрацию, чтобы уточнить, как реализуется соглашение. Ответ мэрии ничего не прояснил:
— В мае месяце 2019 года между девелопером 3-RED и АО «Яргорэлектротранс» подписано инвестиционное соглашение, которое предусматривает инвестиции в троллейбусное сообщение. В рамках реализации соглашения был осуществлен перенос выпуска троллейбусного депо № 1 на территорию троллейбусного депо № 2 на улице Гагарина. Проект переноса выпуска — это вынужденная мера, такое решение неоднократно обсуждалось ранее в связи с аварийным состоянием инфраструктуры депо и энергохозяйства, восстановление которого было признано экономически нецелесообразным, — говорится в ответе за подписью заместителя мэра Ильи Мотовилова.
В этих строчках заммэра допустил неточности: изначально соглашение представлялось как трехстороннее, где третья сторона — комитет по управлению муниципальным имуществом, который в прямое подчинение недавно взял мэр. Предоставить копию или скан подписанного инвестиционного соглашения в мэрии Ярославля нам отказались во второй раз. Итоговую версию этого документа не видели даже депутаты муниципалитета, контролирующие работу мэрии.
В компании 3-RED нам несколько пролили свет на соглашение, пояснив, что в полном объеме все условия контракта выполнят в 2024 году. То есть после того как сдадут дома и будет понятна рыночная стоимость квартир, передаваемых мэрии, и количество денег, оставшихся к перечислению на развитие электротранспорта. Вероятно, что тогда на это самое развитие городу останется меньше, так как жилье имеет свойство расти в цене от момента начала строительства до сдачи дома.
Возникает вопрос, насколько подобные условия можно назвать развитием электротранспорта?
Напомним, что с момента закрытия центрального депо № 1 ярославские троллейбусы скитаются в поисках пристанища. Маршруты, выпускаемые из центра — № 1, 7 и 8 (34 машины), пришлось отправлять в единственное оставшееся в Ярославле троллейбусное депо № 2 на улице Гагарина. В результате в течение многих месяцев они наматывают километры холостого пробега, тратя деньги городского предприятия. Чтобы брагинским маршрутам не приходилось кататься через весь город, решили обустроить стоянку троллейбусам в трамвайном депо на Ленинградском проспекте, отремонтировав там старый ангар. Итого все переезды потребовали затрат примерно в 35 миллионов рублей. Это затраты направлены не на развитие, а на то, чтобы заткнуть образовавшуюся проблему с закрытием депо на Городском валу.
Мэрия отрицает конфликт интересов
Информация о возможном конфликте интересов в истории с инвестиционным контрактом впервые появилась в начале 2020 года. Закрытие депо в Ярославле обсуждали на федеральном уровне после того, как на это обратил внимание российский блогер, урбанист Илья Варламов.
Тогда в СМИ появилась информация о возможной аффилированности мэра Ярославля Владимира Волкова с компанией «Тройка РЭД» и ее дочерней фирмой «Перспектива».
Мэрия Ярославля не стала замалчивать слухи, а опровергла их:
— Эта информация носит заведомо ложный характер, — заверили в пресс-службе мэрии Ярославля. — Те, кто распространяет эту информацию, делают недостоверные выводы о взаимозависимости подмосковной компании и мэра Ярославля путем подтасовки фактов и увязывания невзаимосвязанных данных ЕГРЮЛ. Полагаем, что целью данной публикации является дискредитация мэрии города Ярославля, а также создание ложного представления о незаконности реализуемого проекта по застройке депо № 1 на улице Городской вал.
Не промолчал и сам мэр:
— У меня нет связей с этой компанией. Я тяну в город крупные компании, но главным условием является регистрация их в Ярославле, чтобы все налоги и сборы шли в городской бюджет, — заявил журналистам на пресс-конференции Владимир Волков в марте 2020 года.
Итог
Цель этого материала — рассмотреть ближе уникальный для Ярославля инвестиционный контракт. Он заявлялся как безусловная удача: с одной стороны, это решение подвешенной проблемы с состоянием старого депо и оптимизация электротранспорта, с другой — привлечение в город сильного застройщика. Крупную подмосковную компанию мы увидели, а оптимизацию — пока нет. К 2024 году контракт завершится, и в центре Ярославля появится еще один элитный жилой комплекс, заработает миллиарды рублей еще один застройщик, а будут ли ездить мимо новые троллейбусы, открываться новые маршруты, заменяя собой неэкологичные автобусы?