Вместо любимого сока Rich в магазине – «Любимый сад». Выходные посиделки в баре все чаще сменяются походом в гости. Ибо не бюджетно. И даже бизнес-ланчи в ресторане уже не кажутся такими выгодными. Неумолимо растущий курс доллара, подорожавшие продукты и импортные товары, не успевающая за ними зарплата... ударившие российскую экономику шоки начала прошлого года заметно изменили жизнь ярославцев. Лишние траты стали действительно лишними.
Однако для одних кризис – время угасания бизнеса, для других же – расцвет и прибыль. Так кто же сейчас в Ярославле «в плюсе»? Узнал 76.ru.
Новые тренды моды – «секонды» и «стоки»
И пока модные бутики продолжают томно зазывать яркими витринами «New Collection», «секонд-хенды» заманчиво предлагают скидки аж до 90% на европейские бренды. И спрос-то имеется. Совсем недавно в самом туристическом и модном центре Ярославля – на площади Волкова открылся очередной такой магазин. И тут же рядом на ярославском Арбате прижился еще один секонд-хенд – и там, и там очереди у касс и ежедневный ажиотаж.
«У нас каждый день больше сотни покупателей приходит. А в выходные очередь занимает всю площадку у входа в магазин, – делится кассир Ирина одного из магазинов. – А одежду везем из Европы, в основном, Германия».
Вот и задумаешься, джинсы с распродажи в модном бутике обойдутся все же не меньше тысячи рублевых. А европейские штанишки, пусть и немного б/у, можно урвать за пару сотен рублей. А то и ниже.
«Смешные цены»
Именно с таким названием повырастали, как грибы после дождя, магазинчики с одеждой и бытовыми товарами. Цены на все – по 50, 150, 250, 350 и так далее рублей. Грех не купить новый блендер или целый сервиз с тарелками и чашками за 350 рублей. И ярославцы скупают. Аналоги таких универсальных магазинов можно встретить по всему Ярославлю, только названия меняются: то «Товары для всей семьи», то просто «Семейный».
Кафе-столовая
Еще известны под другим модным названием – евростоловая. Новый вид заведений общепита, где заказ по меню у официанта заменила полоса раздачи а-ля советская столовая. А чтобы посетитель почувствовал себя как-никак в кафе, а не в столовой, антураж заведения подбирают под стать хорошим ресторанам. Сейчас в Ярославле работает две сети подобного формата.
«Да, у нас много посетителей, – не скромничает управляющая одного из заведений Ирина Левицкая. – Много людей, потому что низкие цены. И принцип компании – это домашняя еда, только приготовили и тут же на стол, как говорится. Просто у нас нормальный человеческий подход к наценке в отличие от больших ресторанов. Мы работаем на тех же продуктах, на которых работают все рестораны. На охлажденном мясе, на свежих овощах и фруктах. Есть небольшой сегмент заморозки в зимний период – это ягоды. Наш плюс в том, что мы – сетевое заведение, то есть имеем преференции перед поставщиками, что дает скидки на продукты. Работаем практически напрямую с производителями, исключив перекупщиков. Правда, у ярославских производителей не заказываем, потому что дорого необоснованно».
Так и манит как «Магнит»
Кризис приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Однако пока он не уходит, в Ярославле процветают экономгипермаркеты «Ашан», «Атак», «Магнит». Они и так не бедствовали, но в нелегкие для сферы торговли времена именно магазины, предлагающие фирменную бюджетную продукцию, становятся поставщиками завтраков, обедов и ужинов во многие семьи.
Домашние заготовки
Нет, мы не только о банках с огурцами и вареньем. С первой волной санкций, лишившей нас импортного сыра, некоторые ярославцы бросились осваивать искусство сыроделия. И с успехом организовали мелкий сбыт на своих страницах в социальных сетях. Сделанный руками друга сыр всегда вкуснее, заметно качественнее, пусть и слегка дороже, нежели «Красная цена» в ближайшем супермаркете.
Мнение экономиста
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ЯрГУ имени Демидова Александр Прохоров: «Сейчас происходит снижение уровня доходов. Мы возвращаемся к той модели потребления, которая была в начале 2000-х, в период между дефолтом 1998 и до 2004-го. Мы откатываемся практически на 15 лет, возвращаясь к экономформатам.
Сначала видны быстрые последствия – рынок продовольствия, товары повседневного спроса, бытовые, химия, белье. А там, где спрос отложен на некоторое время, экономформаты пока не так видно. Например, на рынке недвижимости еще выставляют старые цены.
Возьмите за ориентир цены 10-летней давности – они начнут снижаться к этому уровню. Просто медленно. Точно так же будет меняться наш автопарк, доля иномарок будет постепенно снижаться. Идет упрощение модели потребления. Просто страна обеднела, и это нужно признать. И это произошло потому, что мы так и не перешли на импортозамещение и собственное производство, оставаясь зависимыми от цен на нефть, которые так сильно упали. В 2016 году жизнь будет еще труднее».