Вечером 21 февраля президент России Владимир Путин признал независимость самопровозглашенных в 2014 году Луганской и Донецкой Народных Республик, находящихся в составе Украины.
Ряд стран не поддержал решение главы государства признать независимость ДНР и ЛНР. Премьер Британии заявил, что подобное решение Россией станет нарушением международного права, передает Reuters. Схожее мнение высказали другие лидеры стран Евросоюза. Однако были и те, кто положительно отреагировал на решение Владимира Путина. На фоне обостренной внешнеполитической ситуации курс рубля стремительно падал. Что ждет экономику страны в ближайшем будущем? Как это скажется на нас с вами — простых жителях страны, наблюдающих за происходящим? Поговорили об этом с экономистами разных уровней.
Директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что пока конкретные прогнозы делать рано. Ясно одно — санкциям и падению рубля быть. В первую очередь сложности коснутся крупных предприятий и компаний.
— Понимаете, что значат санкции? Например, гардинно-тюлевой фабрике в Тюмени совершенно всё равно, какие будут введены санкции. Под санкции попадут крупные предприятия, которые имеют технологический импорт. Вот если пойдет запрет на технологический импорт, а это крупные отраслеобразующие предприятия, которые стоят в длинных цепочках поставок и реализации, вот здесь возникнут проблемы. Но опять же, мы не знаем, какие будут санкции. Единственное, что мы сегодня знаем, — наверняка будет вялотекущее падение национальной валюты. Вы видите, что доллар уже перебрался на 80 рублей, евро — за 90.
«Любое падение национальной валюты — это подорожание импорта»
Если говорить оценочно, то падение к доллару на 6 рублей, это примерно 1% от роста инфляции. Потому что дорожает импорт и увеличиваются издержки, что создает разгон инфляции. Разгон инфляции — это удар по населению. Главный вопрос — это то, что произойдет с реальным уровнем доходов. Экономика как падает, так и растет, главная проблема, что будет с людьми. Как поведут себя реальные доходы, уровень бедности, дифференциация доходов между населением, занятость. Это главные проблемы. Но повторюсь — для того, чтобы узнать реальную картину, нужно подождать две-три недели.
При этом Георгий Остапкович советует не впадать в панику. От кризиса страну может уберечь золотой запас. Но вот сотрудничать с другими государствами станет сложнее.
— У нас золотовалютные резервы — 620 миллиардов долларов. Это около 48 триллионов рублей. Мы можем за счет этих средств 2, 3, а то и 4 года жить практически на том же уровне, на котором мы сейчас. Но еще одна проблема — это репутационные потери. С нами теперь будут все очень аккуратны. И с импортотехнологической точки зрения, и при покупке наших долговых обязательств. К нам не пойдут современные предприятия, поскольку будут считать, что мы непредсказуемы. Я не исключаю, что три рейтинговых агентства могут опустить рейтинг до мусорного, что значительно осложнит финансовую ситуацию. Ну и что еще точно можно сказать по негативному сюжету, валюта станет вялотекущей. Мы же с вами не Куба, на нас никто не станет накладывать вечные санкции. Я не могу сказать, что это всё пройдет бесследно для экономики. На ближайшее полугодие, когда мы будем привыкать к новой реальности, проблемы возникнут. Но в основном у крупного бизнеса. Все-таки средний и малый бизнес не очень завязан на все эти концепции, ну кроме инфляции или падения рубля.
Доцент кафедры управления и предпринимательства ЯрГУ, кандидат экономических наук Александр Прохоров считает, что в ближайшее время население начнет беднеть. По словам специалиста, такой расклад неизбежен.
— Поскольку само политическое событие не было неожиданным, то никаких принципиальных последствий, дополнительных к тому, что уже есть, оно не вызовет. Короткий срок сейчас — дополнительная паника, то есть пока народ волнуется, упадет валюта и фондовый рынок. А потом всё встанет всё в ту же ухудшающую ситуацию тенденцию, потому что признание ДНР и ЛНР — это не неожиданное событие. Это следующий шаг в цепочке политической напряженности, освоению железного занавеса от остального мира. Поэтому всё то, что было раньше — просто будет продолжаться в ускоренном темпе. Чтобы понять, что будет дальше, прочитайте историю СССР 80-х годов. Оно идет по этой же линии. Изоляция в наше время дорого обходится — посмотрите на Северную Корею. За всё приходится платить.
«За внешнеполитические амбиции приходится дорого платить, с каждым годом всё дороже»
— Страна у нас богатая, ресурсы есть. Нефть еще пока лет 10 будет нужна. Но все те тенденции, которые были, продолжатся чуть быстрее, чем раньше. Медленное обеднение населения, ухудшение ситуации с бизнесом, снижение кормовой базы малого бизнеса. Этот внешнеполитический шаг продолжает ту же линию, которая ведется с 2014 года. С этого времени население немного обеднело, процентов на 10. То же самое продолжится и дальше.
Что делать со своими сбережениями?
Екатеринбургский экономист Константин Селянин советует горожанам не инвестировать, а подождать, когда обстановка охладится.
— Это не первая подобная ситуация, по разным причинам она накалялась, и мы такое видели уже в этом году в январе, — уточнил Константин Селянин. — В этом году мы уже видели 80 рублей за доллар и 90 за евро. Это не рекорд.
Наш собеседник пояснил, что во время военных действий либо при угрозе их начала ситуация в экономике становится непредсказуемой. Поэтому хранить сбережения в неликвидных активах невыгодно.
— Логика крупных инвесторов в таких ситуациях заключается в следующем: когда есть неопределенность, нужно уходить в кэш или в ликвидные активы, то есть, в то, что можно продать очень быстро, — подчеркнул экономист. — Это может оказаться весьма полезным, когда ситуация будет успокаиваться. Возможно, к тому времени цены на активы упадут, и их можно будет взять подешевле. Лучше пусть у вас будут какие-то деньги, чем активы или акции которые могут вести себя непредсказуемо.
По мнению Константина Селянина, следует воздержаться от каких-либо долгосрочных инвестиций, не покупать акции или облигации, а тем более недвижимость. Поскольку квартиру или дом в условиях неопределенности продать быстро невозможно, если только не сделать большой дисконт.
— Надо признать, что, судя по опросам, большинство наших сограждан не имеют никаких сбережений, поэтому вопрос, как себя вести себя в таких условиях, — неактуальный, просто потому что они живут от зарплаты до зарплаты, — добавил наш собеседник. — А тем немногим счастливчикам, у кого есть сбережения, я советую держать деньги в валюте, которая последние лет десять в нашей стране совершенно стабильна.