Культура Любимое кресло Екатерины II, картина без фрагмента: какие 10 тайн хранит художественный музей

Любимое кресло Екатерины II, картина без фрагмента: какие 10 тайн хранит художественный музей

Ярославскому художественному музею исполняется 100 лет

За сто лет в музее случилось очень много интересных событий

Ярославский художественный музей празднует сегодня своё 100-летие. За это время в старинном здании произошло множество удивительных событий, появились свои легенды. Вот только десять любопытных историй, рассказанных музеем.

1. Любимое кресло Екатерины II

Часто музеи окутаны легендами о привидениях, которые ходят ночами по залам. Многие верят, что портреты оживают и их герои ведут светские беседы, оставшись без пристального взгляда посетителя.

Несколько лет назад в одном из залов экспозиции Ярославского художественного музея стояло французское золоченое кресло 18-го века с изображением цветов. Каждое утро смотрителю этого зала приходилось взбивать мягкую подушку кресла. Казалось бы, зачем? Ведь в кресле никто уже давно не сидел. Однако по утрам эта подушка всегда оказывалась примятой.

Любовь сидеть в кресле приписали Екатерине II, портрет которой висел в этом же зале, недалеко от кресла. С тех пор некоторые смотрители, входя утром в зал экспозиции с портретами 18-го века, где сосредоточено наибольшее количество августейших особ в музее, обязательно говорят: «С добрым утром, дамы и господа!»

2. Картины не горят

Роберт Фальк — живописец, график, театральный художник, в своем творчестве соединивший пути русского модерна и авангарда. В собрании Ярославского художественного музея 6 его живописных произведений и 14 графических. Некоторые из них достались музею очень трудно.

1980-е годы. Музей отобрал для закупки у вдовы Фалька несколько его работ. Однако убедить закупочную комиссию, состоящую из ярославских художников, искусствоведов, в необходимости приобретения этих работ не удалось. Фалька борцы за реализм считали формалистом, работы которого недостойны быть в экспозиции Ярославского художественного музея.

Музей принял решение объявить сбор средств на закупку картин среди сотрудников. Каждый месяц в течение года они сдавали деньги «на Фалька». Так в музейном собрании появились еще 4 живописных произведения художника. Его вдова также подарила музею графические листы Фалька и работы его сына. Сразу же после этого сотрудники музея подготовили к открытию новую экспозицию искусства 20-го века, куда вошли 4 произведения Фалька. Однако экспозиция не была принята комиссией: «Фалька убрать!» Из 4 работ удалось отстоять только одну. Это была «Печка» — натюрморт, написанный Фальком в 1922 году. Это не единственный эпизод в судьбе «Печки», когда ее пытались убрать в фонды или даже уничтожить.

Однако это полотно с остывшей печкой, сухими рыбами и балансирующими на краю печи ножами, так явственно погружающее в атмосферу далеко не радостных первых послереволюционных лет, и сейчас можно увидеть в экспозиции искусства-го 20 века.

3. Дом в разрезе

«Дом в разрезе» — одно из самых загадочных произведений в собрании Ярославского художественного музея. Оно было написано 85 лет назад, в 1931 году, художниками Татьяной Глебовой и Алисой Порет. Дав картине такое имя, художницы вряд ли предполагали, что предугадают его судьбу.

Полотно было обнаружено сотрудником Ярославского художественного музея в квартире Татьяны Глебовой при просмотре работ из ее наследия в 1989 г. Среди папок с графическими листами, холстами на подрамниках в кладовке был найден рулон с холстами. Наследницу, сестру художницы Людмилу Глебову, пришлось уговаривать, чтобы она позволила его достать и раскатать на полу в тесной комнате. Внимание ярославского искусствоведа привлек холст, разрезанный на три части. Но фрагмента работы не хватало.

Сейчас полотно можно увидеть в постоянной экспозиции Ярославского художественного музея. Однако утраченный фрагмент так и не найден. По сей день в истории полотна вопросов больше, чем ответов: Когда, кем и по какой причине разрезан холст и какова судьба нижнего утраченного фрагмента? Какая часть полотна написана Глебовой, какая — Порет?

4. Иконы на чердаке

В 1977 году здание Митрополичьих палат было передано музею. В короткий срок предстояло подготовить Митрополичьи палаты к размещению экспозиции отдела древнерусского искусства. Ярославские специальные реставрационные мастерские начали ремонтные работы.

Плотники, поднявшиеся на чердак для проверки состояния перекрытий, обнаружили там две иконы. Позже сотрудники музея обследовали чердак и находили всё больше и больше произведений. 81 икону кто-то тщательно спрятал, как оказалось, на 50 лет забвения.

В основном это были иконы XVII–XVIII веков, явно ярославские.

Конечно, все задавались вопросом: кто, когда и зачем так надежно и бережно спрятал иконы под покровом старого памятника в надежде их спасти? Однако точного ответа пока найти не удалось. Имена этих подвижников культуры неизвестны, но иконы, несмотря на их плохую сохранность, всё же удалось спасти — многие из них включены в собрание музея и отреставрированы.

5. Люстра

Парадный зал Губернаторского дома — центральное помещение бывшей усадьбы ярославских губернаторов. Этот двусветный зал своими размерами превышал многие аналогичные помещения своего времени, а перекрытие его подвесным потолком без дополнительных опор было образцом самой передовой инженерной мысли. Здесь принимали августейших особ, давали балы, проводили торжественные приемы.

Дух высокой классики продолжает жить здесь, чему способствуют столь органично размещенные в зале академические произведения искусства, мебель и предметы интерьера. Дополняет облик зала люстра, украшающая лепной потолок, — позолоченная, украшенная хрусталем, она вобрала в себя все традиции классицизма. Самая большая в музее, она возвышается над залом на восьмиметровой высоте и весит около 300 килограммов.

Однако, если присмотреться, среди растительного орнамента можно разглядеть изображенные на ней советские серп и молот. И это не шутка музейщиков и не ошибка архитектора. Эта люстра была создана для станции «Рижская» Московского метрополитена, которая была открыта в 1958 году. Но в метро люстра никогда не висела, а в 1960-е годы оказалась в бывшем дворце ярославских губернаторов, где в то время располагался еще не Ярославский художественный музей, а Технологический институт.

6. Самый северный сад сакуры

Сакура — одно из самых таинственных растений, воспетое японцами и ставшее национальным символом Страны восходящего солнца. Большую часть времени это дерево выглядит вполне обычно, не обращая на себя внимание, однако поражает каждого, увидевшего его в цвету. В Японии существует традиция проведения пикников под цветущими деревьями сакуры. Каждый год весной японские метеорологические компании выпускают ежедневные сводки о движении фронта цветения сакуры, чтобы никто не пропустил этот мимолетный период.

Мало кто знает, что устроить ханами — праздник любования цветами сакуры — можно и в Ярославле, в саду Музея зарубежного искусства. Музей был открыт в апреле 2014 года, а сад был заложен годом ранее. В августе 2013 года сакуру здесь посадили японские партнеры в ознаменование открытия нового предприятия в Ярославской области. Эту традицию наши партнеры из Японии соблюдают при открытии новых предприятий в новых городах и странах.

Знаменательно, что Ярославль — самая северная точка высадки сакуры. В саду Музея зарубежного искусства можно увидеть пять видов сакуры — два японских и три дальневосточных. Перезимовать им здесь было непросто. Неоднократно проводилась подкормка почвы, обработка стимуляторами роста. В Ярославль приглашали специалистов-консультантов из Тверского института защиты леса и Московского ботанического сада. Уже несколько холодных зим позади, и восточный сад каждую весну готов предстать во всей красе.

7. Подарок из Франции

В собрании Ярославского художественного музея находятся 11 уникальных поздних произведений, созданных Константином Коровиным в последние 15 лет жизни в Париже, где он обосновался в 1923 году после отъезда из России. Эти произведения — единственный в стране крупный комплекс поздних коровинских полотен, отмеченных незаурядным пластическим и колористическим мастерством. Они поступили в музей из Франции в 1959 году, в те времена, когда связи с зарубежьем были почти невозможны, а поступление в отечественные музеи произведений художника-эмигранта было делом совершенно невероятным.

8. Знаменитая картина Игоря Грабаря

Художественный деятель и исследователь искусства, основоположник отечественной школы научной реставрации Игорь Эммануилович Грабарь принадлежал к первому поколению русских импрессионистов. В 1918 году по его инициативе были образованы центральные реставрационные мастерские, которые сегодня носят его имя. Игорь Грабарь часто бывал в Ярославле в экспедициях по поиску произведений древнерусской живописи и зодчества.

Сейчас экспозицию Ярославского художественного музея украшают две работы художника: зимний пейзаж «Иней» и натюрморт «Сирень и незабудки», написанные в 1905 году в подмосковном имении друга и тестя, художника Николая Мещерина.

Несмотря на исключительный успех, в автобиографии Игорь Грабарь признается, что когда работа над натюрмортом завершилась, ему картина показалась скучной и суховатой по выполнению.

Исполненный годом ранее и весьма схожий с «Сиренью и незабудками» по сюжету натюрморт «Цветы и фрукты на рояле» сам Игорь Грабарь считал гораздо более удачным. По иронии судьбы оба произведения попали в музейные собрания против воли художника.

9. Портрет великой княжны


В 1998 году в истории Ярославского художественного музея произошло событие, равного которому не было за всю его тогда 80-летнюю историю. Частным лицом музею был подарен «Портрет великой княжны Александры Павловны» кисти Дмитрия Левицкого, одного из самых прославленных художников XVIII века, ранее не представленного в коллекции. Подарил портрет музею известный в России и за рубежом деятель культуры, искусствовед, реставратор и организатор уникальных выставок Савва Ямщиков. Ямщиков не был коллекционером. Произведение оказалось у него по воле случая.

На небольшом полотне представлен образ девочки, почти ребенка, одетой в шелковое платье с кружевами и лентами на манер взрослой дамы. Ее пышные волосы, затейливо уложенные по тогдашней моде, украшены, как короной, венком из ярких цветов: роз, незабудок, гиацинтов, соперничающих по красоте с их бриллиантовыми подобиями. Обращает на себя внимание желание художника совместить в одном лице величественную даму и трепетное, чуть капризное и кокетливое юное создание. Портрет был исполнен по заказу самой Екатерины II, ведь Александра Павловна была любимой её внучкой.

Сегодня портрет Александры Павловны находится в постоянной экспозиции музея рядом с портретом ее бабушки — Екатерины II — и портретами родителей — императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Покидает портрет своё место нечасто и лишь по особым случаям. Например, в 2009 году состоялся «светский выход» Александры Павловны в Государственный исторический музей, где она блистала на выставке одного предмета, организованной по инициативе самого Саввы Ямщикова.

10. Старый дуб — свидетель истории


Сегодня на одной из зеленых лужаек Губернаторского сада, в самой его глубине, стоит огромный дуб, которому уже почти 200 лет. Это дерево — свидетель судьбы старинной усадьбы. Он растет здесь с тех самых пор, когда были заложены Губернаторский дом и сад.

Губернаторский дом, основное здание Ярославского художественного музея, был построен по указу Александра I в 1821–1823 годах. Дом был не только официальной резиденцией ярославских губернаторов, но и императорским путевым дворцом для приезда высочайших особ. С 1821 по 1917 год в Губернаторском доме жили, правили губернией и принимали гостей 17 губернаторов. Здесь побывали все российские императоры — от Александра I до Николая II.

В комплекс построек, кроме главного здания, входили три флигеля и сад, протянувшийся от дворца до Ильинской — главной площади Ярославля.

С 1970-го Губернаторский дом заняли экспозиции художественного музея, а сад с аристократическим прошлым тихо умирал. В 1989 году парк передали музею. При реконструкции не ставилась задача восстановить его первоначальный облик. Основой стала планировка второй половины XIX века. Сохранена и историческая центрально-осевая композиция ансамбля. Большие окна галереи дома смотрят в сад. Как в особняке, центральный зал круговой анфиладой окружают комнаты для приема, так и историческая кольцевая сеть аллей и дорожек расположена вокруг партерной площадки.

Гуляя по парку, многочисленные посетители музея любуются цветниками, скульптурами в пленэре и неизменно останавливаются у старого дуба.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления