В этом году акционерные общества столкнутся с существенными изменениями в федеральных законах «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Поправки в законы коснулись таких важных областей, как ведение реестров компаний, раскрытие информации, эмиссия ценных бумаг. От того, насколько правильно и своевременно компании отреагируют на изменения, во многом зависит их будущее и будущее их акционеров. О том, какое значение это имеет для Ярославля, демонстрирующего уверенный рост числа владельцев ценных бумаг и участников фондового рынка, мы говорим с региональным представителем «Регистратор НИКойл», входящего в международную группу Computershare, Надеждой Корочкиной.
– Итак, что вы можете сказать о ярославском регионе с точки зрения рынка ценных бумаг?
– Ярославль – экономически развитый и перспективный регион, в первую очередь, в промышленном отношении. Он занимает достойное место среди прочих регионов России по уровню социально-экономического развития. Увеличивается количество организаций, которые имеют частные формы собственности, в бизнес-секторе активно идут процессы слияния, поглощения, реорганизации компаний – значит почва для бизнеса благоприятная, и предпринимательству есть где развиваться. С другой стороны, подобные процессы порождают и новые бизнесы, в частности, появился спрос на услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих ведение реестров компаний и помогающих соблюдать все правовые моменты. Отношения на рынке ценных бумаг имеют сложную законодательную базу, а любое несоответствие нормам строго преследуется, в том числе и штрафами, размер которых измеряется сотнями тысяч рублей.
– Возможно, не все наши читатели знакомы с тонкостями регулирования рынка ценных бумаг. Давайте проведем краткий «ликбез». Какую информацию содержит в себе реестр компании, и почему так важно, чтобы его ведением занимался профессиональный регистратор?
– Реестр – это основа, стержень любого акционерного общества. Он содержит всю необходимую информацию, в первую очередь, об акционерах и принадлежащих им акциях, данные о движении ценных бумаг и дивидендных выплатах, размере уставного капитала общества. То есть реестр акционерного общества – своеобразный банк информации, который обеспечивает идентификацию собственников и удостоверяет их права на ценные бумаги компании. Учет этих прав ведет регистратор. Этот учет независимый, профессиональный и дающий собственнику гарантии законного владения бизнесом. Также регистраторы оказывают небольшим акционерным обществам услуги по оформлению корпоративных решений, соблюдению порядка проведения общих собраний акционеров, избранию генерального директора и т. д. Во всех этих случаях очень и очень важно правильно, в соответствии с буквой закона, оформлять все документы, и регистратор помогает в этом.
– С какими проблемами могут столкнуться компании, которые ведут свой реестр самостоятельно?
– Сразу необходимо оговорить, что самостоятельно реестр могут вести только те акционерные общества, которые включают в себя не более 50 акционеров. При превышении этого числа, по закону, компании обязаны обратиться к регистратору.
Если же мы все-таки говорим о небольших акционерных обществах, которых в Ярославле достаточно много, то вести реестры самим иной раз очень рискованно. Обычно за ведение реестра в небольших компаниях отвечает один человек без соответствующего образования и квалификации. Чаще это юрист или бухгалтер, который все-таки в тонкости ведения реестра не посвящен.
Еще одна опасность связана с возможной утечкой информации. Ведь подкупить, запугать, шантажировать одного человека намного проще и дешевле, чем повлиять на целую организацию. Утечка информации может иметь серьезные последствия, вплоть до рейдерского захвата компании.
– То есть регистраторы могут гарантировать на сто процентов, что никакой утечки не будет? Звучит малореально…
– Вероятность подобной утечки настолько мала, что, как говорят математики, ею можно пренебречь. Отношения акционерного общества и регистратора регулируются договором, в котором, как правило, очень жестко прописываются не только права и обязанности партнеров, но и гарантии безопасности для компании. К тому же в данном случае регистратор, помимо собственной репутации, рискует еще и лицензией, а также ему грозят существенные материальные потери в виде тех же штрафов и выплат ущерба. Именно поэтому у регистраторов применяются очень серьезные превентивные меры по предотвращению какой-либо утечки.
– Какие события в жизни акционерного общества требуют особого внимания?
Надежда Николаевна Корочкина начала свою трудовую деятельность в 1970 году на заводе «Ярполимермаш», где проработала до 1998 года. С 1999 года по 2000 год занимала должность заместителя генерального директора в юридической фирме ООО «ЛЕГО». В 2001 году возглавила ярославский филиал юридической компании «Горизонт-М». С 2008 года и по настоящее время – директор ярославского филиала ОАО «Регистратор НИКойл».
– Таких событий много, и у каждого общества они могут быть свои. Например увеличение уставного капитала, сделки по слиянию и поглощению. Главная проблема, с которой сталкиваются компании в таких делах, – незнание законодательной базы. Часто мы сталкиваемся с такими нарушениями, как несоблюдение порядка и сроков проведения различных операций в реестре или предоставления информации из реестра, размещения акций дополнительного выпуска, конвертации акций. Несоблюдение хотя бы одного из таких законодательных требований приводит к штрафам от ста тысяч до миллиона рублей. И нет никакой гарантии, что нарушения не будут выявлены в дальнейшем. Именно поэтому и нужны услуги профессиональных регистраторов.
– Как меняется объем услуг в зависимости от размера акционерного общества?
– По закону оказываемые регистратором услуги по ведению реестра предоставляются в одинаковом объеме всем эмитентам, а вот цены на эти услуги – различны. Для небольших компаний они, разумеется, ниже. Компании ярославского региона активно этим пользуются, запрашивая в том числе и другие услуги. Это развенчивает миф о том, что консалтинговые услуги могут быть рентабельны только для больших компаний. Наоборот, я считаю, небольшим компаниям особенно важно обезопасить себя и получать максимально возможный спектр услуг, который поможет им развиваться.
– В итоге, на что вы советуете обратить внимание при выборе регистратора?
– Главное, что небольшому обществу выгодно – это получать комплексные услуги. Вы подписываете договор с регистратором, и он не только занимается ведением реестра, но представляет собой доверенное лицо, помогающее решить все внутрикорпоративные вопросы. Сейчас на рынке порядка 40 регистраторов, и эмитент может сделать выбор, руководствуясь критериями цены, надежности, качества услуг, соответствия стандартам СРО.
– Насколько востребованы услуги регистраторов среди компаний Ярославского области на сегодня?
– Именно в связи со стремительным развитием бизнес-сегмента, у компаний региона появилась потребность в проведении грамотной корпоративной политики. Самая большая потребность – в корпоративном консалтинге высокого уровня, с привлечением специалистов, обладающих большим опытом в данных вопросах и знаниями всех правовых моментов. Думаю, подобные услуги будут востребованы и в дальнейшем.