Традиционно зима подкралась незаметно как для коммунальщиков, так и для многих автолюбителей. С первым снегом на ярославских сервисах по шиномонтажу наступил сезонный ажиотаж. Специалисты предупреждают: переобуваться надо, но спешка в этом деле неуместна.
На самом деле, чтобы сменить шины, не обязательно дожидаться первого снега. Летняя резина начинает твердеть уже при первых заморозках. Ее сцепные свойства резко снижаются, и окаменевшая шина начинает скользить, колеса пробуксовывают, машину может заносить на поворотах. Ярославец Евгений Дугин переобуться до первого снега не успел, теперь, говорит, и хотел бы, да нет возможности.
«Во всех шиномонтажах все расписано уже на три дня вперед, приезжать и стоять в живой очереди бесполезно, неизвестно, сколько часов придется ждать, – говорит автолюбитель Евгений Дугин. – Езжу сейчас очень осторожно, на невысокой скорости, надеюсь, в течение недели успею сменить резину. Я в этом году купил новые шины от известного производителя».
Даже если вы ставите совершенно новые шины, им тоже нужно уделить максимум внимания. Выезжать с ветерком прямо с шиномонтажа на таких нельзя, сначала их нужно обкатать – не менее ста км на скорости не более 80 км/ч. Если же вы переобуваетесь в уже подержанную резину, перед установкой ее необходимо тщательно осмотреть. Подсчитайте, сколько шипов потеряно: при многочисленных потерях использовать шины небезопасно. Устанавливать новые шипы в старые гнезда бесполезно, они не будут полноценно исполнять свою функцию. Ведь предыдущий шип выпал не по причине собственного износа, а из-за разрушения посадочного отверстия в резине. В крайнем случае для новых шипов нужно подготовить новые отверстия, но этим должны заниматься только профессионалы.
Если вы ездите на зимней неошипованной резине, проверьте, насколько стерся протектор. Опасным считается, когда высота рисунка протектора составляет 2,5-3 мм, некоторые специалисты настаивают на значении 4 мм для зимних шин.
Какие шины выбрать: ошипованные или нет?
Спорить о том, какие шины зимой лучше – с шипами или без, неблагодарная затея, выбор зависит от того покрытия, по которому вам в основном придется ездить.
Шипы отлично выручают своего хозяина в условиях гололеда и на укатанном насте. А вот на чистом мокром асфальте в условиях городских дорог сцепные свойства ошипованных колес очень низкие. Автомобиль может скользить на металлических шипах, как на полозьях коньков. По сравнению с показателями обычной зимней резины тормозной путь увеличивается на 10-20 метров.
В основе работы нешипованной зимней резины, или так называемой липучки лежит особый химический состав специальных смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем быстро восстанавливаться. Высокий уровень сцепления колеса с поверхностью дороги зимой также достигается за счет наличия так называемых ламелей – тонких прорезей, рассекающих поверхность отдельного блока протектора. Направленный рисунок протектора зимней нешипованной шины обеспечивает эффективный отвод воды, снега и грязи от колес и, как следствие, лучшую управляемость на дороге.
Меняем стиль вождения
Однако ни специальный мягкий состав зимней резины, ни шипы и ни липучки не являются гарантией полной безопасности. Сцепление с дорогой все равно хуже, чем летом. Поэтому главное зимнее правило для автолюбителей – умеренный скоростной режим. Также нужно отказаться от резких движений и обязательно соблюдать дистанцию, ведь на скользкой дороге тормозной путь увеличивается.